Женская красота во времени и пространстве, часть 8: Идеал женской красоты в эпохи классицизм и ампира (кон. XIX — нач. XIX вв.)

woman_krasota_8_01
Жак-Луи Давид. Портрет мадам де Вернинак. 1799.

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Красота и мода»

Когда в 1734 г. французская балерина Сале выступила в легкой прозрачной юбке, присборенной по античному образцу, парижская публика ее освистала. А вот в Англии ее одеяние было оценено по достоинству. Дело в том, что пока во Франции буйствовало рококо, в «Туманном Альбионе» вновь занялись переоткрытием «греческого вкуса и римского духа», как декларировало Лондонское Общество любителей античности. В моде начинался классицизм.

В конце XIX века моду переймут во Франции, а во времена Наполена Бонапарта классицизм плавно преобразится в «имперский стиль» — ампир — более величественный и апеллирующий больше к Древнему Риму, нежели к Древней Греции.

woman_krasota_8_09
Героиня «Войны и мира» Наташа Ростова одета по моде ампир.

Коренные перемены произошли после Великой Французской Революций, которая в своей ненависти ко двору Марии Антуанетты ликвидирует не только королевскую власть, но и засилье париков, мушек, корсетов и румян. В моду снова стала входит естественность. Ярко краситься считается теперь дурным тоном, поэтому в декоративной косметике используются только естественные тона. Иногда косметического эффекта пытались достичь еще более естественными способами: если требовалась бледность — дамы пили уксус, если румянец — ели землянику.

woman_krasota_8_02
Жак Луи Давид, «Портрет мадам Рекамье», 1800.

Подражание античной одежде (в основном хитону и пеплосу) изменило и силуэт женщины. Платье приобретает ясные пропорции и плавные линии. Основной одеждой модниц стал белоснежный шмиз — полотняная рубашка с большим декольте, короткими рукавами, зауженная спереди и свободно обволакивающая фигуру внизу. Пояс переместился под самую грудь.
В подобных платьях женщины приобретали стройный и воздушный облик, чем-то напоминающий древнегреческих богинь. Подражая белизне античных статуй, открытые части тела — лицо, шею, плечи, грудь — обильно пудрили. С целью ещё больше подчеркнуть красоту шеи и плеч, причёски стали делать высокими — по тому же античному образцу.

woman_krasota_8_03
Франсуа Жерар, «Портрет мадам Рекамье», 1802.

Относительная простота платьев компенсировалась за счёт разнообразных украшений — камей, брошей, диадем, браслетов.

Так как шмизы шились в основном из тонкого полупрозрачного муслина и носились круглый год, среди модниц резко увеличился риск подхватить простуду. Французский «Журнал де Мод» в 1802 г. даже рекомендовал своим читательницам посетить Монмартское кладбище, чтобы посмотреть, сколько юных девушек стали жертвой «нагой» моды.

woman_krasota_8_04
Жак Луи Давид. Портрет госпожи Хэмелин.

А писатель Коцебу в 1804 г. писал, что туалеты, которые сейчас считаются в Париже сдержанными и элегантными, сто лет тому назад позволялись лишь женщинам легкого поведения.

woman_krasota_8_07
Французская карикатура на «нагую» моду.

С холодом, впрочем, боролись. Сначала — с помощью меховых горжеток и палантинов, а потом — кашемировых шалей, вошедших в моду после египетского похода Наполеона. Кроме того, в имперскую эпоху шмизы стали шить из более плотных тканей, а их силуэт сузился — женщина всё больше напоминала колонну.

woman_krasota_8_05a   woman_krasota_8_05b
Слева: Жан Огюст. Портрет мадемуазель Ривьер. 1805.
Справа: М-Ж. Блондель. Жена маршала Бёрнонвиля. 1808.

Платья всё больше декорировались — украшались вышивкой и отделкой (например, к спинке прикреплялся шлейф). Снова появляются рукава — чаще всего в форме фонариков.

woman_krasota_8_06a    woman_krasota_8_06b

Первой модницей Европы в начале XIX века, разумеется, считалась жена императора — Жозефина . Ее день проходил в неустанных «заботах» о своей внешности.
Утром императрица принимала ванну из миндального молока. Затем ею занимался так называемый мозольный оператор и полировщик ногтей. После уроков изящных манер Жозефина совершала конную прогулку. Далее начиналась примерка новых нарядов с портными и создание новой прически под новый наряд. Вечером во всем этом убранстве она отправлялась в театр, на бал или в другие светские места. Нагулявшись, императрица опочивала в кровати под балдахином, не забыв при этом надеть на ночь перчатки, — белизна и нежность рук во времена ампира весьма ценились.

woman_krasota_8_08
Жерар Франсуа. Портрет Жозефины. 1801.

<<< Барокко и рококо | XIX век >>>

Автор: Сергей Курий
Впервые опубликовано в журнале «Твоё Время» №2-3 (ноябрь), №4 (декабрь) 2003 г.

См. также:

Косы, локоны и пряди… (история женских причёсок)

Обличья милые черты… (женское лицо и макияж)

Женская грудь: культурная эволюция

Целую Ваши ручки и прочие штучки! (красота женских рук в разные эпохи)

Вокруг талии и ниже

Женские ножки: история освобождения