ВКУСОВЩИНА. Зарубежные сериалы XXI века, которые стоит посмотреть. Часть 6: криминальная Скандинавия («Мост», «Лиллехаммер»)

Bron_2
Кадр из сериала «Мост».

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Записки на полях»

Как правило, по поводу детективов, снятых в Скандинавии, высказываются радикально противоположные мнения. Одни хвалят их за мрачность, «атмосферность» и даже красоту природных пейзажей. Другие (не без оснований) утверждают, что они не мрачные, а унылые, не атмосферные, а скучные.
Особенно удивляет излишнее внимание скандинавских творцов ко всяким извращениям в человеческой психике. Иногда кажется, что жители, чуть ли, не самых благополучных стран Европы просто хотят пощекотать себе нервы. Почти, как в русской народной сказке, где лиса заставила дрозда её накормить, напоить, рассмешить, а в конце захотела, чтоб её напугали.

То, что скандинавам удалось создать в детективном жанре свой оригинальный стиль — безусловно, плюс. Однако лично меня этот стиль никогда не привлекал. Фильмы наподобие «Девушки с татуировкой дракона» или сериала «Убийство» казались мне чересчур депресняковыми, болезненными и тягомотными (заметьте, я не говорю, что они плохо сняты и т.п.).

Bron«Мост / Bron» (2011-2018)

Рекомендуемый перевод: на ваше усмотрение, лично я смотрел «BaibaKo».

Причиной, по которой я стал смотреть шведско-датский сериал «Мост», стал спор между моей сестрой и троюродным братом. Их мнения по поводу картины столь расходились, что я решил вынести свой вердикт.

Казалось бы, «Мост» обладал всеми теми качествами, которые мне не нравятся. Действие было неторопливым, а атмосфера мрачной (порой, кажется, что в Скандинавии солнце никогда не выходит из-за серой пелены). Однако уже с первой серии сериалу удалось прочно приковать моё внимание.

Во-первых, здесь очень оригинальный зачин. На мосту, связующем Швецию и Данию находят, разрезанный пополам, труп, сложенный… из двух частей разных женщин. Он лежит ровно посередине границы двух стран, поэтому за расследование берутся шведский детектив Сага Нуре́н и датский детектив Мартин Руде.
К сожалению, разница в менталитете между шведами и датчанами для нашего зрителя практически незаметна, поэтому шутки вокруг этой темы уловить трудно. Однако главные герои — не просто граждане разных стран, но ещё и очень разные личности.

Как по мне, главное очарование сериала заключается в образе Саги. Да. этот образ не слишком правдоподобен, но он точно ничем не «сказочнее» Шерлока Холмса и Ниро Вульфа. Сага — девушка, грубо говоря, «отмороженная» на всю голову. Кажется, что она лишена эмоций и напоминает робота, действующего согласно инструкциям и прочим «заложенным программам». За рамками своей работы она не способна к простому человеческому общению — даже отношения с мужчинами у неё сводятся просто к удовлетворению природных потребностей. К счастью, создатели сериала избежали искушения окончательно превратить девушку в «теминатора» — да она отличный коп, но совсем не сверхчеловек.

Разумеется, отношения Саги с её новым напарником Мартином складываются непросто. Но и здесь авторы «Моста» не пошли пути проверенных клише, когда партнёры постоянно скандалят, подкалывают друг друга, или даже влюбляются. Напротив — Мартин относится к Саге, как мудрый старший товарищ — опекает её, стараясь пробудить в девушке нормальные человеческие чувства.

Отдельной похвалы заслуживает развязка сериала. Главной неожиданностью оказалась не столько личность преступника, сколько его мотивация. Полноценного «хэппи-энда» мы здесь тоже не встретим.

Всё, о чём я рассказал выше, относится к первому сезону «Моста» — именно его я и рекомендую к просмотру. И, хотя сериал продолжили, остальные сезоны вышли гораздо менее интересными. Во многом потому, что «дуга характера» Саги превратилась в «окружность». Если в конце 1-го сезона мы видим, как личность девушки начинает меняться, то в начале 2-го встречаем почти того же отмороженного «робота» с небольшими поправками. Ну, и место Мартина так никто заменить и не смог…

Замысел «Моста» тут же привлёк режиссёров других стран. Было снято аж три ремейка. В одном труп находили на мосту между США и Мексикой, в другом — в подводном туннеле, связывающем Францию и Великобританию, в третьем — на мосту между Эстонией и Россией. Но ни один из ремейков превзойти оригинал так и не смог. Да, здесь было больше раздолья для шуток по поводу разных менталитетов. Но главное достоинство «Моста» — образ Саги (которую в оригинале блестяще воплотила София Хелин) — никому так и не удался.

Lilyhammer«Лиллехаммер / Lilyhammer» (2012-2014)

Рекомендуемый перевод: однозначно Ю. Сербина

«Лиллехаммер» нельзя отнести к жанру типичного скандинавского сериала. Во-первых, Норвегия снимала его совместно США, и влияние американцев здесь гораздо сильнее. Во-вторых, это, по большей части, комедия, снова построенная на столкновении разных менталитетов. Ну, и никакой реалистичностью здесь не пахнет.

Завязка сериала такова. Американский мафиози решает сдать федералам своего босса и, чтобы укрыться от мести бывших коллег по опасному бизнесу, переезжает в норвежский городок Лиллехаммер. С одной стороны, он очарован спокойствием норвежцев и их дружелюбием. С другой — его постоянно раздражает излишняя толерантность и мягкость местных жителей. Норвежские тюрьмы напоминают дома отдыха, дружина по защите правопорядка ничего не может сделать с зарвавшимися подростками, а местный криминал больше смешит, чем пугает.
Честно говоря, я бы на месте норвежцев немного обиделся. Да они изображены в сериале с теплотой и симпатией, но порой напоминают беззубых инфантильных придурков.

Тем не менее, сериал очень смешной и довольно добрый (но, конечно, не для семейного просмотра). Особенно удались первый сезон и половина второго. Главную роль исполнил американский актёр и музыкант Стивен Ван Зандт, который известен по знаменитому криминальному сериалу «Клан Сопрано». Тем, кому интересно, почему «Сопрано» не попал в мой список, сообщаю — я его ещё так и не посмотрел. Многие говорят, что он очень хорош (особенно в переводе Дмитрия Пучкова).

На этом пока всё. На очереди — детективные сериалы Великобритании.

Автор: Сергей Курий
январь 2019 г.

Зарубежные сериалы XXI века, которые стоит посмотреть. Часть 1: фантастика («Светлячок», «Безмозглые», «Чёрное зеркало», «Отбросы», «Утопия», «Колледж Тринити»)

Зарубежные сериалы XXI века, которые стоит посмотреть. Часть 2: мистика («Сверхъестественное», «Долина мертвецов», «Эш против Зловещих мертвецов», «Столик в углу»)

Зарубежные сериалы XXI века, которые стоит посмотреть. Часть 3: фэнтези
(«Великий Мерлин», «Тёмное королевство», «Игра престолов»)

Зарубежные сериалы XXI века, которые стоит посмотреть. Часть 4:  история («Рим»)

Зарубежные сериалы XXI века, которые стоит посмотреть. Часть 5: криминальная Америка
(«Во все тяжкие», «Настоящий детектив», «Фарго», «Остров Харпера»)

 Зарубежные сериалы XXI века стоит посмотреть? Часть 7: криминальная Британия
(«Шерлок», «Лютер», «Бешеные псы»)

Зарубежные сериалы XXI века стоит посмотреть. Часть 8: криминальная комедия («Дефективный детектив», «Инспектор Клот», «Энджи Трайбека», «Королевы крика»)

Зарубежные сериалы XXI века, которые стоит посмотреть. Часть 9: комедия («Книжный магазин Блэка», «Лига джентльменов», «Психовилль», «Внутри девятого номера», «Уильям наш, Шекспир», «Худшая неделя моей жизни», «Все ненавидят Криса», «Теория большого взрыва»)