ВКУСОВЩИНА. Зарубежные сериалы XXI века, которые стоит посмотреть. Часть 3: фэнтези («Великий Мерлин», «Тёмное королевство», «Игра престолов»)

Merlin 2
Кадр из сериала «Великий Мерлин».

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Записки на полях»

Я встречал немало взрослых «серьёзных» людей, которые относятся к фэнтези пренебрежительно. И во многом их можно понять. Одни обвиняют этот жанр в том, что за последние десятилетия он сильно потеснил научную фантастику. Это действительно интересная тенденция, которая свидетельствует о разочаровании людей в техническом прогрессе и желании «сбежать» в вымышленные миры со средневековым антуражем, мифическими существами и магией. Другие просто полагают, что фэнтези — это, чтиво для подростков — примитивное и непритязательное.

Да, в этом жанре полно ширпотреба (как и в любом другом). Что не отрицает наличия произведений, которые без обиняков можно назвать классикой. К таковой можно отнести «Властелина Колец» (и особенно, примыкающий к нему, «Сильмариллион») Толкина — революционная попытка реконструкции средневекового эпоса в литературе XX века. Или «Короля былого и грядущего» Т. Х. Уайта, где в рамках легенд о короле Артуре обсуждались, самые, что ни на есть, современные социальные проблемы.

С кино дела обстоят куда хуже. Даже талантливые и глубокие произведения фэнтези при переносе на экран переживают крайне неудачные метаморфозы. Особенно это заметно зрителям, которые знакомы с литературными первоисточниками. И дело здесь не столько в корректировке сюжета (для экранизаций это нормально и даже необходимо), а в коренном изменении общей атмосферы и идеи, которую закладывал автор.

Тем не менее, попадаются и добротные фэнтези-сериалы. На мой взгляд, их очень мало, поэтому я рискну немного выйти за рамки, заявленного в заголовке, XXI века и начну рассказ с 1998 года.

Merlin«Великий Мерлин /
Merlin» (1998, Великобритания)

Рекомендуемый перевод: по-моему, есть только один профессинальный

Минисериал «Merlin» (не путать с одноименным сериалом 2008 года, рассчитанным на подростков) стал первым произведением в своём жанре, оставившим у меня после просмотра только приятные впечатления. Как заявлено в названии, главным его героем является не король Артур, а его учитель-маг. История Мерлина начинается с самых юных лет, когда он обучался у древней богини Мэб, а та рассчитывала, что даровитый мальчик поможет ей снова обратить в язычество «охристианившихся» людей.

По своей эстетике и духу сериал — стопроцентное образцовое фэнтези, при этом очень качественное. Создатели очень бережно подошли к Артуровскому циклу и постарались не испоганить его конъюнктурными отсылками к современности (как то обилие чернокожих актёров, боевых феминисток, страдающих геев и идеалов демократии). При этом женщин в фильме очень много — все они колоритны и очень хорошо вписываются в эстетику фэнтези. Достаточно упомянуть таких актрис, как Миранда Ричардсон (королева Мэб, разговаривающая сиплым шипящим голосом), Изабелла Росселини (возлюбленная Мерлина — Нимуэ), Хелена Бонэм Картнер (колдунья Моргана Ле-Фей) и Лена Хиди (Гвиневра), которая ныне больше известна, как стервозная Серсея из другого фэнтези-сериала «Игра престолов». Забавно, что самый неудачный типаж именно у Мерлина, сыгранного Сэмом Нилом (именно типаж, актёрская игра — безукоризненна).

Сериал вообще можно описать одним простым словом — красивый. Конечно, многие спецэффекты, которые восхищали меня в конце 1990-х, современной молодёжи покажутся примитивными, но ведь дело не только в том, как нарисован дракон. Лично мне кажется, что и сегодня «Великий Мерлин» не потерял большей части визуального очарования.


Gormenghast«Тёмное королевство /
Gormenghast» (2000, Великобритания)

Рекомендуемый перевод: по-моему, есть только один профессинальный

То, что в русской версии этот сериал обозвали «Тёмным королевством» не удивительно. Оригинальное название — «Горменгаст» – вряд ли привлекло бы внимание нашего зрителя. А ведь именно так называется знаменитый роман Мервина Пика – литературная первооснова этой экранизации. Но это он на Западе знаменитый. У нас же «Горменгаст» остался практически незамеченным массовым читателем, хотя и выходил отдельным изданием, а с первыми отрывками я познакомился ещё в 2002 году в журнале «Иностранная литература».

Что и говорить — книга у Пика вышла странная. С одной стороны, её вполне можно отнести к жанру фэнтези. Ведь в центре повествования находится вымышленный замкнутый мир гигантского замка Горменгаст — мир, веками живущий одними и теми же традициями и ритуалами. Его обитатели практически никогда не покидают пределы крепостных стен и противятся любым переменам. Однако в какой-то момент всё это застоявшееся «болото» всколыхнули два события. Первое — рождение наследника Титуса, который захочет вырваться за границы изолированного мирка. Второе событие — проникновение в спальню принцессы Фуксии поварёнка Стирпайка — циничного и умного негодяя, который благодаря интригам начинает восхождение к самым вершинам власти.

Почти все персонажи романа изображены очень гротескно — капризная инфантильная Фуксия, герцог Сепулькгравий, которого интересует только его библиотека, герцогиня Гертруда, которую интересуют только её многочисленные кошки, жуткий и противный повар — имя им легион. И хотя в романе хватает сатиры и интриги, написан он достаточно сложным и искусным, как для жанра, фэнтези языком. Автор не жалеет слов и красок, чтобы погрузить читателя в атмосферу замка, в котором никогда ничего не меняется.
Как мне кажется, именно эту атмосферу создатели сериала так и не смогли передать адекватно. И, наверное, сделали правильно. То, чем мы наслаждаемся, как читатели, на экране может выглядеть довольно скучно. Поэтому, в отличие от книги, сериал получился намного динамичнее и, если можно так выразиться, веселее (хотя, присущей оригиналу, странности тоже не лишился).

Образы персонажей воплощены очень хорошо и адекватно за исключением двух. Первый — это злодей Стрипайк. Как известно, Мервин Пик был не только писателем, но и профессиональным художником — причём очень оригинальным. Не удивительно, что он сам проиллюстрировал свой роман, изобразив всех персонажей. Да, книжный Стрипайк действительно обладает сильной волей и харизмой, но внешне — это вовсе не тот красавчик, каким его изобразили в сериале. На рисунке Пика это длиннолицый и довольно неприятный юноша с маленькими глазками, глядящими исподлобья.

Gormenghast_Steerpike_1      Gormenghast_Steerpike_2
Стрипайк на рисунке Мервина Пика.и в сериале.

Второй недостаток — это образ наследника Титуса, который по характеру получился намного «жиже» обаятельного Стрипайка. Да и финальный поединок между ними по своему накалу сильно уступает книге. Недаром первая часть сериала, где Титус ещё маленький, вышла куда удачнее второй.

Тем не менее, сериал хорош и достоин просмотра, хотя бы, потому что может привлечь внимание зрителей к замечательному литературному первоисточнику (точнее, трилогии, состоящей из романов «Титус Гроан», «Горменгаст» и «Одиночество Титуса»).


Game_of_Thrones«Игра престолов / Game of Thrones»
(2011-2019)

Рекомендуемый перевод: на ваше усмотрение, я смотрел LostFilm.

Не хочется быть банальным, но вынужден признать, что лучшим фэнтези-сериалом XXI века на данный момент является пресловутая «Игра престолов», снятая по серии романов Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени». Об этом сериале сегодня не слышал только глухой.

К счастью, я начал смотреть его сразу после выхода — в 2011 году, ещё до того, как поднялась вся эта шумиха. И в тот момент мог хвалить его от чистого сердца. Правда, в первые 10 минут просмотра, чуть было, не выключил телевизор — появление на экране «ходячих мертвецов» предвещало очередную банальную зомби-поделку. Ан нет, чем дальше я смотрел, тем интереснее закручивался сюжет.

В отличие от других фэнтези-сериалов, «Игра престолов» не злоупотребляла магией. Сюжетной «пружиной», как и следовало из названия, стали хитросплетения политических интриг, поданных нарочито жёстко и «реалистично». Здесь нет практически ни одного персонажа, которого однозначно можно назвать «положительным».

Для усиления «жести» сериал под завязку наполнили натуралистическими сценами убийств, пыток и секса самых разных оттенков. В принципе, я ничего не имею против «оголёнки», если она нужна для создания атмосферы или сюжетной линии. Однако в «Игре престолов» две трети сексуальных сцен (к тому же снятых на грани порно и с порноактрисами) не несут в себе никакой смысловой нагрузки и просто служат дешёвым способом привлечь внимание зрителя. Недаром я сразу прозвал их «порноминутками», похожими на «музыкальные паузы» в игре «Что? Где? Когда?».

Ещё одной «фишкой» сериала являются беспощадные и неожиданные убийства персонажей – в том числе и ключевых. Однако, злоупотребление этим приёмом постепенно притупляет восприятие, и даже «кровавая свадьба» поражала меня куда меньше, чем смерть главного героя в 1-м сезоне.

Кроме того, к 3-му сезону я уже чётко осознавал, каких персонажей «безжалостный» Мартин всё-таки пощадит и прибережёт до самого конца. По-моему мнению, таковыми должны были стать три «светоча демократии»: мать драконов Дейнерис, карлик Тирион и бастард Джон Сноу. Поэтому, когда в конце 5-го сезона Сноу закололи, я всерьёз расстроился — не за персонажа, конечно (по мне он в этом сериале самый неуместный, похожий на современного лапочку-студента из колледжа). Но уже в 6-м сезоне адски захохотал, когда «студента» воскресили. А ведь Мартин когда-то укорял Толкина, заявляя, что у него бы Гэндальф никогда бы не воскрес. Кстати, на роль четвёртого неубиенного персонажем я хотел назначить зловредную сестру Ланнистеров – Серсею. И, хотя не был в этом стопроцентно уверен, как выяснилось, не прогадал бы.

Про актёрские работы и типажи подробно говорить не буду — на них держится половина успеха сериала. Лично я бы особенно отметил роли Серсеи (Лина Хиди) и карлика (Питер Динклэйдж) — играют очень здорово и убедительно. Ну, а Дейнерис (Эмили Кларк) можно и вовсе не играть — настолько она мила и хороша собой.:)

Теперь о минусах. Неизбежным недостатком экранизации романов Мартина стало обилие героев и сюжетных линий, разбросанных по всей географической карте. В первом сезоне они ещё не столь разрознены. Но затем создатели сериала стали нарезать эти линии тонкими слоями на каждую серию, отчего внимание зрителя постоянно отвлекалось. Лучше бы сделали, как в первоисточнике, уделив каждой линии отдельную серию.

Другой объяснимый недостаток — нехватка бюджета, которую испытывали первые сезоны «Игры престолов» (масштабные сражения либо подавались весьма скупо, либо не изображались вообще). Однако вместе с популярностью сериала рос и бюджет. И, если раньше даже королевская охота выглядела, как поход трёх мужиков пешком с одним копьём, то теперь создатели могли выделить целую серию на битву за Стену. И это, наверное, единственный плюс последних сезонов.

В остальном недостатки сериала стали расти, как снежный ком. Всё это напомнило мне ситуацию, происходившую с книжной серией о Гарри Поттере. Как только вокруг серии началась шумиха, книги начали расти в объёме и падать в качестве. Вместо увлекательной сказки мы получили тяжеловесное фэнтези с кучей сюжетных линий. Ну, а «вишенкой на торте» стало заявление Джоан Ролинг о том, что Дамблдор-то, оказывается, гей (хорошо, что не педофил).

Правда, в «Игре престолов» никто кокетничать не собирался — геев и прочих извратов там с самого начала хватало с лихвой. Но «прогрессивной общественности» этого всё равно было мало – внезапно оказалось, что авторы недостаточно освещают проблемы феминизма. Помнится, особый вой среди упоротых феминисток вызвала сцена изнасилования Сансы (кстати, вполне логичная на фоне большинства «порноминуток»). При этом сцена, где тот же отморозок оскопляет Теона Грейджоя, никого почему-то не тронула. В итоге, к концу сериала почти всех мужиков (из тех, кто выжил) «зачмарили» и оттеснили на второй план – за спины независимых, сильных и умных женщин.

Game_of_Thrones_2

И это было ещё не всё. Сюжетные линии сериала окончательно запутались, а некоторые и вовсе оказались «пустыми». Характеры персонажей необъяснимо менялись (например, сильно поумнела хрестоматийная дурочка Санса), а поступки стали совершенно нелогичными (и это в сериале, претендующим на реалистичность).
Скажите, стоило ли рисковать ключевыми фигурами и драконом ради того, чтобы изловить одного «ходока»? Ну, это приблизительно, как, если бы Сталин и Жуков с чертежами «Катюши» в кармане лично побрели в белорусские леса ловить немецкого «языка», чтобы показать его Черчиллю.
И, какой бы «натуральной блондинкой» не была бы Дейнерис, скажите, зачем она направляет своего дракона прямо на катапульту? Нельзя облететь что ли? Или хочется повторить подвиг Гастелло?
Или объясните, как хитроумная Серсея додумалась допустить до власти религиозных фанатиков?

И вот здесь надо сказать главное — книг Мартина я не читал. А ведь множество недочётов «Игры престолов» (тот же воинствующий феминизм) – вина вовсе не писателя, а создателей сериала. Как оказалось, наиболее похожим на первоисточник вышел первый сезон (недаром он до сих пор остаётся лучшим). А вот дальше создатели сериала стали вносить изменения – причём, чем дальше, тем радикальнее. Более того, последние сезоны стали выходить раньше, чем книги…
Тем, кому, как мне, лень читать тома Мартина, предлагаю посмотреть на Ютьюбе ролики видеоблоггера под ником «Red Cynic», который детально разбирает несоответствия между книгами и сериалом. Например, говорят, в оригинале дочь Баратеона — Ширен — никто не сжигал, а книжная Серсея умом не отличалась и всегда была тупой злобной стервой.

К сожалению, «Игра престолов» — не тот случай, когда зрителю можно посоветовать остановиться на третьем или четвёртом сезоне. Вся эпопея изначально двигалась к некой развязке-«Армагеддону», поэтому придётся досмотреть её до конца (как приходилось дочитывать «Гарри Поттера»). Благо конец уже не за горами — последний 8-й сезон канал HBO обещает показать уже в апреле 2019-го.

Автор: Сергей Курий
январь 2019 г.

Зарубежные сериалы XXI века, которые стоит посмотреть. Часть 1: фантастика («Светлячок», «Безмозглые», «Чёрное зеркало», «Отбросы», «Утопия», «Колледж Тринити»)

Зарубежные сериалы XXI века, которые стоит посмотреть. Часть 3: мистика («Сверхъестественное», «Долина мертвецов», «Эш против Зловещих мертвецов», «Столик в углу»)

Зарубежные сериалы XXI века, которые стоит посмотреть. Часть 4:  история («Рим»)

Зарубежные сериалы XXI века, которые стоит посмотреть. Часть 5: криминальная Америка («Во все тяжкие», «Настоящий детектив», «Фарго», «Остров Харпера»)

Зарубежные сериалы XXI века стоит посмотреть? Часть 6: криминальная Скандинавия («Мост», «Лиллехаммер»)

 Зарубежные сериалы XXI века стоит посмотреть? Часть 7: криминальная Британия
(«Шерлок», «Лютер», «Бешеные псы»)

Зарубежные сериалы XXI века стоит посмотреть. Часть 8: криминальная комедия («Дефективный детектив», «Инспектор Клот», «Энджи Трайбека», «Королевы крика»)

Зарубежные сериалы XXI века, которые стоит посмотреть. Часть 9: комедия («Книжный магазин Блэка», «Лига джентльменов», «Психовилль», «Внутри девятого номера», «Уильям наш, Шекспир», «Худшая неделя моей жизни», «Все ненавидят Криса», «Теория большого взрыва»)