Хиты группы ДДТ, часть 3: история песен «Что Такое Осень» (1992), «Это Всё» (1994), «Мертвый Город» (1995), «Любовь» (1996)

ddt_27_1

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Наши хиты»

«Что Такое Осень» (1992)

«— Дядя Шевчук, спой нам песню про осень!
— Вам какую, ребята? У меня их штук восемь!»
— пел рэппер Noise MC.

Вообще-то выбор большинства «ребят» можно предугадать. Самой знаменитой песней об унылой поре зрелости и увядания стало размышление Шевчука над вопросом «Что Такое Осень».
Ее выход в народ в 1992 году был подкреплен незатейливым, но весьма симпатичным клипом, в котором Шевчук со своими коллегами Кинчевым и Бутусовым шлялись по осеннему Пушкинскому парку и всячески безобразили.

ddt_26

Юрий Шевчук:
«Клип снимал Борис Деденев, у него была шабашка в Пушкине, съемка интерьеров. Я ему позвонил, спросил, не найдется ли тридцати минут — мы сейчас приедем и все снимем. Он посмеялся, но согласился. …Боря спрашивает: «Ну, чего снимать?» Я говорю: «А вот мы будем просто ходить, а ты снимай!» Мимо шли пэтэушники какие-то, мы у них отобрали магнитофон, и все сняли, а Боря ночью же и смонтировал».

Успех песни «Что Такое Осень» был ошеломительным.

Ю. Шевчук:
«…я на набережную летом вообще не мог выйти. Стояли – «девятки», «мерседесы», и везде орало: «Что такое Осень?», а я, как Маугли, за деревьями – не дай Бог, думаю, меня узнают. Иначе – все. Кранты. Пить придется – неделю. Понимаешь, я же говорил где-то – хорошей песне хитом на горло не наступишь. Ха – никаким. Никакой популярностью. Это раз. А во-вторых, ну… она от души была написана, она была какой-то маленькой революцией в группе, потому что мы писали до этого какие-то тяжелые такие песни, боевые».

Думаю, Шевчук не врал, ТАКОГО успеха он предвидеть не мог. Но в успехе песни «Что Такое Осень» была своя сермяжная правда. В ней в нужных пропорциях было слито все, что массы любили в Шевчуке. Во-первых, бардовский мотив, который в сочетании с хрипловатым вокалом давал милые сердцу народа ассоциации. Недаром пресса часто, следуя этому формальному признаку, называла Шевчука новым Высоцким.
Надо сказать, что, когда Юрий показал эту песню сотоварищам по группе, многие начали воротить нос – мол, что ещё за подворотня…

Из интервью с Ю. Шевчуком и И. Доценко:
«ШЕВЧУК: Когда я ее принес, Мурзик (Андрей Муратов — на тот момент клавишник ДДТ) сразу закричал: «Попса !». Да и Игорь тоже.
ДОЦЕНКО: Я сказал: «Что за твист такой? Мы твисты не играем!»
ШЕВЧУК: A я говорю: «Вы не понимаете! В ней есть свежак какой-то, настроение !» Я ее очень легко тогда написал, как выдохнул. Хотя настроение было грустное. И поддержали меня Никита «Зольцман» с Худым (Никита Зайцев — скрипка, гитара ДДТ, Андрей Васильев — гитара ДДТ). Зольцман сказал: «Они не понимают, они маленькие!» И мы взялись втроем, эти отказались, а мы взяли клавишные и втроем стали аранжировать. Потом и эти подтянулись».

В. Курылев:
«Андрей Васильев предложил стилизовать песню под романтические 60-е, придумав великолепную и гениальную в своей простоте партию электрогитары. Смирившийся Андрей Муратов подобрал нехитрый клавишный подголосок, а Игорь Доценко добавил хард-рокового драйва. Басовый риф придумал Саша Бровко, мне осталось лишь подогнать его под быстро меняющиеся аккорды песни. Вся работа над песней заняла два-три дня, на четвертый день ее уже записывали для видеоклипа. Знаменитое флейтовое соло Дяди Миши придумалось уже во время записи в студии».

В итоге бардовская суть «Осени» была упакована в энергичную и мощную рок-аранжировку.
Подобная гармония была достигнута и в тексте. Казалось бы, в отвлеченно-лиричную тему песни были привнесены характерные для Шевчука гражданские нотки (недаром лучше всего врезалась в память строчка:«Что же будет с родиной и с нами?»).

Из интервью с Ю. Шевчуком:
«– Юра, и все же – что означает «в небе жгут корабли»?
– В этом есть какой-то смысл, может быть, он несколько туманный. Совершенно не обязательно, чтобы все было конкретно. Вот конкретное слово – унитаз. А «в небе жгут корабли» – это не конкретно. И слава Богу».

В результате тема Осени предстает перед нами не только в фенологическом ракурсе природной зарисовки. В этом тягостном грустном наблюдении отражены и настроение автора, и дух времени.

Ю. Шевчук:
«Ее я написал на кладбище, на Никольском, в Александро-Невской лавре. Я там рядом жил в коммуналке на Синопской набережной, бродил в Лавре практически каждый день. Мелкий дождь моросил, ощущение было такой тоски, печали и колоссальной тревоги… Так грустно стало, что просто невмоготу – я всегда один – и просто она взяла так – бах и написалась. В 91-м году, в конце сентября. Вспомнилось, что ли…».

ddt_5f25

К сожалению, появление мощного хита может стать и началом конца для группы. Любому настоящему творцу, если он не попсовик, горько наблюдать, когда люди приходят на концерт, чтобы послушать пару-тройку хитов, а все остальное воспринимают либо как прелюдию, либо как неизбежное приложение. С этим же столкнулся и Шевчук. На концертнике 1993 г. «Черный Пес Петербург» слышно, как он успокаивает орущую толпу:«Осень», ребятки, как и старость, будет в конце».

В. Курылев:
«Когда мы ее записали, никто не предполагал, что она станет главной визитной карточкой группы на долгие годы. Это, конечно, был печальный факт, так как я долгое время был уверен, что играю в рок-группе, а, благодаря «Что такое осень», все вокруг считали, что я подыгрываю какому-то барду. …На всех концертах нам вежливо хлопали, а в конце с таким неистовством просили «Осень», как будто хотели сказать: «знаете, ребята, мы два часа терпели ваш этот рок, ну а теперь вы уж унизьтесь для нас, сыграйте хоть одну нормальную песню!». И мы играли. Это давало нам возможность делать, что хотим, играть какой угодно арт-рок или авангард, давать концептуальную психоделику или греметь, как сталепрокатный цех, но в конце обязательно надо было сыграть «Что такое осень». Ну и, в принципе, ладно — песня-то не плохая, не пошлая песня, умная и трогательная».

Однако, спустя время, привыкший прямо рубить гордиевы узлы, лидер ДДТ накладывает на исполнение песни «Что Такое Осень» временный мораторий.

Ю. Шевчук:
«Очень много хороших групп убила суперпесня. Вспомните EAGLES – «Hotel «California». И все, больше ничего никто не знает. Они до сих пор ее чешут… Группа «ДДТ» вполне могла быть похоронена песней «Осень». Я и ребята тогда здорово испугались. Ну, написалась такая народная песня, но нам-то скучно ее по тыще раз играть. И мы целый год вообще не играли, зубами скрипели, но не играли. Зал орет, а мы как танки. И победили. Я этим искренне горжусь»

Тем не менее, песня сделала свое дело. Шевчук, как и ценимые им Лев Толстой и Сергей Есенин, наконец-то стал настоящим «народным творцом». И написал еще множество народных хитов – про Осень и не только…

Из интервью с Ю. Шевчуком:
«– Музыка, которую заказал бы на свои похороны…
– «Что Такое Осень». Ничего тут не поделаешь, пусть будут веселые похороны. …Мы тут дергаемся – философия, русская идея, поиски истины, а останется только «Осень». Да…».

 

«Черный Пес Петербург» (1992)

Если песня про Ленинград, написанная Шевчуком в начале перестройки, была полна радости и оптимизма, то посвящение Петербургу 1992 года вполне соответствовало духу времени. «Ленинград, Петербург, Петроградище» теперь предстал в образе «старого, страшного, грязного, мудрого» пса.

Ю. Шевчук:
«Он смотрит на нас своими близорукими глазами, в которых — вечность, боль, любовь… Попробуй погладь, брось кость — не даст, не возьмет, не та порода. Поэтому здесь художники, здесь искусство».

ddt_28_1

Второй хит про Петербург, как и первый, Шевчук сочинял, разгуливая по городу.

Ю. Шевчук:
«Я помню, «Черный пес Петербург» я просто выходил. И вот эти три аккорда, минор такой, эта русская плясовая, они просто вошли в меня. Я помню, я переходил, по-моему, Невский проспект около Литейного — и тут вот это (напевает «Черного пса»). Я чуть не заплакал. Думаю: «Ну, ешкин кот, нашел!». А я искал, понимаешь, эти три аккорда месяца три. Так тяжело сделать просто, очень тяжело».

Музыканты в составе ДДТ были очень искусные, поэтому они всё время пытались «облагородить» простые мотивы Шевчука. Вот и из «Черног Пса» пытались сделать то PINK FLOYD, то RED HOT CHILLI PEPPERS, но автор убедил их, что эта «барыня» в три аккорда и есть настоящий «русский блюз» и особо изощрятся не стоит. Правда, на концертнике «Черный пес Петербург» 1992 года он всё-таки дал музыкантам поджазовать в середине песни, в результате чего песня растянулась на 8 минут…

Сам концертник, как и одноименная песня, вышел сумрачным и тяжёлым. Ещё одним его хитом стала красивая песня «Ты не один», на которую был снят запоминающийся клип с дальнобойщиком и бегущей собакой.

ddt_29_1

Ю. Шевчук:
«Вот дал нам МАЗ три трейлера. А я раньше хипповал, ездил автостопом на этих МАЗах-КАМАЗах. Я спрашиваю: «Почему вы даете?» — «Мы услышали песню «Ты не один». Это про нас. Мы так же думаем, того же хотим».

«Это всё» (1994)

В 1994 году ДДТ выпускают типичный, но очень крепкий альбом «Это Всё», в котором фактически нет ни одной слабой песни, чем подтверждают звание одной из самых популярных рок-групп России. Правда, каких-то особо длинных или интересных историй о песнях альбома я не знаю.

ddt_34

Можно лишь прояснить, что название песни «Агидель» отсылает нас к одноименной марке вина, популярного в уфимской юности Шевчука и названного так в честь башкирской реки.

Или вспомнить удивительное по схожести совпадение гитарного риффа в песне «Ветер» с риффом из песни Адриано Челентано «Attraverso Me». Обе песни вышли в 1994 году, поэтому обвинить кого-то в плагиате трудно. Гитарист ДДТ Вадим Курылёв говорит, что рифф принадлежит ему, и придуман он был ещё до написания песни.

Сравнить:

Самой же популярной песней альбома стала лирическая композиция «Это всё», которую публика любит хором подпевать на концерте. Я лично отношусь к ней без восторга, особенно корёжат некоторые несуразные метафоры («Крики чайки на белой стене окольцованы черной луной. Нарисуй что-нибудь на окне и шепни на прощанье рекой…«).
Название же песни и альбома вызвало у слушателей кривотолки — не будет этот диск у ДДТ последним?

Ю. Шевчук:
«Многие восприняли название трагично, наверное, срабатывает тревога, постоянно напоминающая нам о трагичности нашего времени. Знак препинания может быть любой — точка, запятая, многоточие, вопросительный или восклицательный знак, двоеточие, пусть люди сами домысливают. Песня там ключевая «Это все». Я много думал, что останется после меня, что возьму с собой? Только любовь, только хорошее. Необходимо, чтобы так было. Иначе, зачем жить?»

«Мертвый город» (1995)

После распада СССР национальные конфликты в России не только не утихли, а разгорелись с новой силой. Взамен Афганской войны страна получила войну на своей территории — а именно в Чеченской автономной республике. Во времена «беспредела» 1990-х Чеченская война стала особо кровавой, грязной и непоследовательной (войска то вводили, то выводили, а Грозный штурмовали два раза).
Как истинный народный интеллигент (говорю это без иронии) лидер ДДТ не стал отсиживаться вдалеке, а первым из музыкантов рванул в начале 1995 года прямо на Кавказ, в гущу боевых действий. Штурм Грозного начался как раз в Новогоднюю ночь.

Ю. Шевчук:
«Был такой момент, когда утром после ночного артобстрела выпал снег. Я вышел на улицу из подвала, весь в пыли. Тишина. Развалины медленно покрываются, как саваном, белым снегом… А наутро выпал снег…»

ddt_30_1

Так родилась первая песня Шевчука (и наверное вообще первая известная песня) о Чеченской войне — «Мертвый город. Рождество». Очень страшная и очень сильная песня, как музыкально, таки и поэтически.

«Мертвый город хоронит
Свои голоса.
Потерялись и бродят
Между стен небеса.

…А наутро выпал снег
После долгого огня.
Этот снег убил меня,
Погасил короткий век.
Я набрал его в ладонь,
Сплюнул в белый грязь и пыль.
То ли небыль, то ли быль,
То ли вечность, то ли вонь…»

Ужасы, увиденные Шевчуком на войне, не изменили его миротворческих иллюзий. В октябре 1996 года ДДТ даже даст в центре Грозного концерт, на котором будут присутствовать, как российские солдаты, так и чеченские боевики. Во время концерта никаких эксцессов не произошло, но и война, понятно, не прекратилась. Шевчук, который сам был не дурак подраться, так и не понял, что бывают случаи, когда перемирие невозможно.

Ю. Шевчук:
«Видел я и мужество наших солдат. Я понял, что чем ближе к передовой, тем чище люди. Вся грязь сходит, когда рядом смерть. Я был восхищен этими людьми. Они исполняют свой долг и ни в чем не виноваты. А виноваты политики, которые развязали эту бойню».

Но лидеру ДДТ не откажешь ни в мужестве, ни в таланте. На тему Чеченской войны родятся ещё две сильные песни — горькая «Пацаны» и боевая «Просвистела».

«Любовь» (1995)

Чтобы не сойти с ума от увиденного, Шевчук покидает Чечню, откуда прямиком направляется в деревню. Там, в тишине и на природе, он приходит в себя, и начинает готовить новую программу. С большим трудом он вытаскивает из тайников души всё светлое, что могло остаться после посещения Чечни.
Не случайно первой написанной песней, определившей и название нового альбома, становится «Любовь». Это был очередная попытка Шевчука сохранить оптимизм и позитив даже в эти безрадостные годы. Хотя начинается песня довольно грустно («Он прожил много лет, он прожил много зим. Тянулись серые дни, и никого рядом с ним«), далее мы видим, как, вопреки всему, природа оживает и оживляет город.

ddt_32_1

Ю. Шевчук:
«После того, как видишь зло таким неприкрытым, на имперском уровне, хочется любви, тепла, света. Душа жаждет спасения. От огня, грязи, кровищи. …И хотя, быть может, песня попсовая получилась — она мне дорога».

ddt_31_1

На такую песню С. Дебежевым был снят, наверное, один из самых «попсовых» — то есть, красивых и дорогих — клипов, где особенно запоминался, стартующий подобно ракете, Александрийский столп. Понятно, что в этом случае не обошлось без спонсоров — так в кадрах можно увидеть часы с надписью «БашКредитбанк».

ddt_33_1

Ю. Шевчук:
«Когда мы записывали эту песню в Америке — даже созванивались с Дебижевым. Я обрезал куплеты, искали ритм — мы созванивались, а он монтировал клип. Впервые нами была сделана такая попытка работы, когда музыка и видеосъемки делаются параллельно. Я не знаю, что из этого вышло. Нам хотелось создать видеосказку, снять неожиданный, пышный клип. Мне кажется, что клип перевешивает песню».

Да нет, Юрий Юлианович, песня тоже вышла отличная — яркая и действительно светлая. И на этой мажорной ноте заканчивается моя статья, но не заканчивается творчество ДДТ.

Автор: Сергей Курий
май 2013 г.

Хиты группы ДДТ, часть 1: история песен «Дождь» (1981), «Не Стреляй» (1982), «Я получил эту роль» (1984), «Мальчики-мажоры» (1985), «Ленинград» (1987), «Террорист» (1987), «Революция» (1987)

Хиты группы ДДТ, часть 2: история песен «Предчувствие Гражданской Войны» (1988), «Родина» (1989-90), «В Последнюю Осень» (1990-92), «Рождённый в СССР» (1991)

См. также:

Раздел группы ДДТ на проекте «РОК-ПЕСНИ: толкование»