Группа BLONDIE — история песен «Heart Of Glass» (1978), «One Way Or Another» (1978), «Call Me» (1980)

blondie_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

На рубеже 1970-80-х гг. в музыкальном мире, наверное, не было блондинки популярнее, чем Дебби Харри. Многие до сих пор сомневаются — снискала ли группа BLONDIE такую популярность, не будь у неё столь яркой и обаятельной «фронтвумэн».
Однако красота Дебби отнюдь не сразу распахнула перед ней двери шоу-бизнеса. Не каждый догадывался, что белокурой красавице, украсившей обложки музыкальных журналов, к моменту триумфа было уже, как говорится, «за тридцать».

 blondie_02

Дебора Энн Харри (Deborah Ann Harry) родилась аж 1 июля 1945 года в Майами. Кто её биологические родители неизвестно и по сей день, так как малышку бросили еще в роддоме. Правда «сиротство» длилось всего три месяца, пока девочку не удочерила семья Харри из Нью-Джерси. Белой шевелюры у маленькой Дебби еще не было, в школьных конкурсах красоты она участвовать категорически не хотела, зато неплохо пела. Поэтому по исполнении 18 лет девушка, не задумываясь, отправилась в Нью-Йорк покорять музыкальные подмостки.

blondie_03
Юная Дебби. Ещё не «блонди».

Шли годы. Дебби успела поработать секретаршей в филиале BBC, официанткой и даже сооблазнительным «кроликом» в клубе PLAYBOY BUNNY, успела увлечься наркотиками и даже завязать с ними, а музыкальная слава так и не приходила.
И вот в начале 1970-х происходит два знаменательных события. Во-первых, Дебби берут, как одну из вокалисток, в девчачью группу STILETTOES, а во-вторых, она знакомится с Крисом Стейном, который в этой группе подрабатывал гитаристом. Знакомство оказалось судьбоносным во всех отношениях. Крис и Дебби (оба завязавшие наркоманы и люди с композиторской жилкой) образовали не только любовный, но и творческий союз. Говорят, связь была настолько крепкой, что девушка даже отказывалась давать интервью, если рядом не было бойфрэнда.

blondie_06
Группа STILETTOES. Начало 70-х

blondie_04
Дебби Харри и Крис Стейн.

Плодом этого союза стало образование в 1974 г. группы, где Харри наконец-то могла стать единственной и неповторимой. Она же в итоге и определила название коллектива, вспомнив, как водители грузовиков окликали её на улице («Hey, blondie!» — «Эй, блондиночка!»), за чем следовали всякие непристойные предложения.

blondie_07

Была середина 1970-х, а, значит, в музыкальной стилистике одновременно набирали силу такие разные направления, как диско, панк и регги. И, надо сказать, что BLONDIE умудрились испытать на себе все эти новомодные веяния сразу, тем самым став у истока того эклектического стиля, что позже назовут «новой волной». Эта стилистическая всеядность была одновременно и сильной, и слабой стороной группы, которая стала, что говорится, «слишком хороша для попсы и слишком попсова для рока».

blondie_08
Обложка первого альбома, так и названного «Blondie» 1976 г.

Первые два альбома BLONDIE публика приняла неплохо, но шума они не наделали. Всё изменилось с выходом в 1978 г. третьего альбома — «Parallel Lines», который и поныне считается самым сильным в творчестве коллектива.
Надо сказать, что на заре карьеры (да и потом) группу больше привечали в Старом Свете, чем в Новом. Поэтому продюсером «Параллельных линий» стал англичанин Марк Чэпмен, уже «сделавший» таких исполнителей, как Сюзи Кватро, SMOKIE и SWEET.

blondie_09
Дебби с продюсером Марком Чэпменом.

Именно он настоял, чтобы для рекламного сингла была выбрана песня «Heart Of Glass» («Сердце из стекла») . Это сейчас она — классика диско-жанра, а тогда Харри и Стейн написали её, как прикол, который решили включить в альбом для пущего разнообразия. Авторы даже не помнят точно года ее создания (то ли 1973-й, то ли 1974-й). Сначала она называлась «Once I Had A Love (aka Disco Song)» <слушать раннюю версию> и игралась в клубе CBGB с одной целью — позлить приходивших туда панков.

blondie_10
От панк-эпохи Дебби взяла неистовость исполнения.

Кстати, в 1978 г. BLONDIE перезаписали эту песню в стиле регги, но Чэпмен сказал, что регги в США не популярно, настоял на диско-аранжировке и попросил отредактировать для сингла текст, убрав оттуда нехорошее выражение «pain in the ass» («боль в заднице»).

Стеклянное сердце
Перевод песни (автор неизвестен)

Однажды я влюбилась, это было прекрасно
Скоро любовь прошла, оставив мне стеклянное сердце
Она казалась реальной, просто отыщи
Большое недоверие оставило любовь в прошлом
Однажды я влюбилась, это было божественно
Скоро обнаружилось, что я сошла с ума
Она казалась реальной, но я была так слепа
Большое недоверие оставило любовь в прошлом

 Между
Удовольствием и чувством прекрасного
Любовь так запутывает, нет никакого душевного спокойствия
Если я боюсь, что потеряю тебя, это не к добру
Ты дразнишь как можешь

 Однажды я влюбилась, это было прекрасно
Скоро любовь прошла, оставив мне стеклянное сердце
Она казалась реальной, просто отыщи
Большое недоверие оставило любовь в прошлом

 Однажды я влюбилась, это было божественно
Скоро обнаружилось, что я сошла с ума
Она казалась реальной, но я была так слепа
Большое недоверие оставило любовь в прошлом

 Я потерялось внутри
Восхитительной иллюзии и не могу скрыться
Я — та единственная, которую ты используешь, пожалуйста, не отталкивай меня
Мы могли бы отправиться в путешествие, да
Да, оседлав истинный лазурный луч любви

 Однажды я влюбилась, это было прекрасно
Скоро любовь прошла, оставив мне стеклянное сердце
[радио-версия]

 Скоро выяснилось, что она лишь боль в заднице [версия альбома]
 Она казалась реальной, просто отыщи
Большое недоверие оставило любовь в прошлом

Сингл «Heart Of Glass» взлетел на вершины хит-парадов по обе стороны Атлантики. До сих пор эту песню знают даже те, кто больше ничего слыхом не слышал о BLONDIE. «Heart Of Glass» звучала в рекламе Gucci, а российский слушатель может услышать её в новой заставке к передаче «Comedy Woman». 

blondie_11

Не меньший успех ждал и весь альбом. «Parallel Lines» разошелся тиражом 20 млн. экз., и впоследствии был включен журналом ROLLING STONE в список «500 величайших альбомов».

<слушать песню 1978 г. «Sunday Girl [French version]»>

<слушать песню 1978 г. «Hanging On The Telephone»>

<слушать песню 1978 г. «Fade away & Radiate»>

blondie_12

Был на этом альбоме и второй долгоживущий хит, который частенько звучит в фильмах. Речь идёт об отличной — задорной и дерзкой — песенке «One Way Or Another» («Так или иначе»), которую Харри написала вместе с басистом Найджелом Харрисоном. Говорят, что  текст песни вдохновил какой-то экс-бойфрэнд Дебби. В нём описывается, как девчонка дразнит и преследует пацана, а затем его динамит.

blondie_13

Недаром в одном из концертных видеороликов песню сопровождает парочка танцоров, активно «выясняющих отношения».

Так или иначе
(перевод Юлия J из Николаева)

Так или иначе
Я найду тебя,
Я тебя достану, достану, достану,
Так или иначе
Я одержу над тобой победу,
Я тебя достану, достану, достану,
Так или иначе
Я тебя увижу,
Хочу встретиться с тобой,
Когда-нибудь, может, на следующей неделе,
Я встречу тебя,
Я тебя встречу, встречу.

Я стану ездить около твоего дома
И если в окнах не горит свет,
Я буду знать, что ты рядом.

Так или иначе
Я найду тебя,
Я тебя достану, достану, достану,
Так или иначе
Я одержу над тобой победу,
Я тебя достану, достану тебя,
Так или иначе
Я тебя увижу,
Я встречусь с тобой,
Когда-нибудь, может, на следующей неделе,
Я встречу тебя,
Я тебя встречу, ох!

И если в твоих окнах свет не горит,
Я последую за тобой на автобусе в центр города,
Смотри — я рядом.

Так или иначе
Я тебя потеряю,
Я дам тебе уйти,
Выскользнуть из моих рук,
Или иначе
Я тебя потеряю, я упущу тебя
Так или иначе
Я тебя потеряю,
Хочу обмануть тебя, обхитрить тебя, обвести вокруг пальца,
Так или иначе
Я тебя потеряю, я дам тебе уйти.

Я пройдусь по супермаркету,
Встану у стены
Где смогу всё увидеть,
Вычислить, кто звонит
Приведу тебя
К кассе,
Оставлю сообщение на барной стойке,
Если ты потеряешься в толпе.

Так или иначе
(встану у стены где смогу всё увидеть)
Так или иначе
(Где смогу всё увидеть, вычислить, кто звонит)

<слушать также кавер Софии Эллис Бекстор на «One Way Or Another»>

По итогам 1978 г. «Heart Of Glass» и «One Way Or Another» были признаны в США лучшими песнями, и для BLONDIE наступил «звёздный час». Еще одной популярной диско-композицией группы стала песня 1979 г. — «Atomic» — на животрепещущую в то время тему атомной угрозы <слушать>. Кстати, похоже, что проигрыш из «Atomic» вдохновил нашу поп-группа МИРАЖ на песенку «Мы встретимся снова».
Но вернемся к БЛОНДИ. В 1980 г. им таки удалось впервые провести на вершину американского хит-парада песни, написанные в еще непривычных для США, стилях регги («The Tide Is High» )<слушать> и рэп («Raptire»).

Самой же популярной песней года (и третьим всемирным хитом BLONDIE) стала «Call Me». Мелодию к ней написал известный итальянский продюсер и композитор Джорджио Мородер (автор таких вещей, как «I Feel Love» Донны Саммер и «Take My Breath Away» группы BERLIN). Везде пишут, что мелодия была танцевальной, но, как по мне, BLONDIE сделали из нее настоящий рок-боевик, под который шибко не потанцуешь.

blondie_15

Текст по просьбе продюсера написала сама Дебби Харри и речь в нём шла о работе проститутки (именно в этом контексте надо понимать заложенный призыв «Позвони мне, позвони»). Недаром песня вошла в к/ф «Американский жиголо» с Ричардом Гиром в главной роли. Правда, сперва Мородер хотел, чтобы песню исполняла Стиви Никс из FLEETWOOD MAC, но та отказалась, и петь пришлось Харри.

Позвони
Пер. Дмитрий Гришаков

Разукрась меня, мой милый,
В цвет твоей мечты,
Для меня, как дважды два,
Всё то что хочешь ты,
Краски, кисти и холсты –
Всё, что пожелаешь ты.

Звони, я так жду каждый час,
Я жду твоей любви,
Я так жду, любимый
Позови, как я жду день и ночь,
Звони.

Разрисуй меня любовью,
Закатай в рулон,
Поцелуями своими,
Всю меня покрой,
И вдруг нахлынувшей волной
Нас накроет с головой.

Звони, я так жду,
Меня пугает эта тишина,
Позови в день и ночь,
И ты захочешь всё испить до дна,
Звони.

Ooo-oo-oo-oo-oo нам вторят языки любви,
Ooo-oo-oo-oo-oo, amore, chiamami, chiamami
Ooo-oo-oo-oo-oo, appelle-moi mon cherie, appelle-moi
Каждый вздох, каждый шаг я взываю к тебе,
Каждый вздох, каждый шаг, каждый миг, каждый день.

Звони , я жду , каждый день и час
Твоей любви.
Зови , я к тебе примчусь,
Где б ни был ты,
На самый край земли.
Я так жду,
Ты не сможешь никогда забыть.
Звони , звони
Безо всякого предлога,
Ты звони , я так жду , каждый день и час
Твоей любви,
Позови o-о-а…
Позвони мне, позвони.

В результате «Call Me» заняла 1-е место в США, стала самым продаваемым американским синглом и получила «Золотой глобус», как «лучшая песня к фильму». Попала она и на вершину Британского топа, установив своеобразный рекорд — Дебби стала первой женщиной, трижды возглавившей хит-парад.

blondie_16

Но, как это часто бывает на пике славы, в группе начались трения. Музыкантам не нравилось, что пресса выделяет Харри, все начали писать сольники, а тут ещё слёг на больничную койку Крис Стейн (у него обнаружили опасное наследственное заболевание — пузырчатый лишай). Когда болезнь обострилась, Дебби прямо с гастролей сорвалась и поехала ухаживать за Крисом.

<слушать песню 1982 г. «Little Caesar»>

В 1982 г. BLONDIE распались, а певица посвятила три года заботам о больном бойфрэндом. Болезнь отступила, но после этого прежде неразлучная пара рассталась (впрочем, безо всякой ссоры). И хотя сольные работы Харри не имели успеха, она нашла себя в кинематографе.

blondie_17

BLONDIE собрались лишь во время празднования 20-летия и тут обнаружили, что поклонники их помнят, да и у самих есть порх в пороховницах. Группа начала записывать новые альбомы и даже снова взобралась на вершину британского топа с отличной песней «Maria» (1999).

На этот раз хит написал клавишник группы Джим Дестри, и речь в нём шла о латиноамериканке с весьма многозначительным для католиков именем, которая вызывает у мужчин почти священное восхищение.

Мария
Перевод песни (Редактировано: Alex)

Она идет, как будто ей на всё плевать.
Гладкая как шелк, охлаждающая как воздух.
Ох, она заставляет тебя хотеть кричать.
Она не знает твоего имени и, что твое сердце бьется как поезд метро.
Ох, она заставляет тебя хотеть умереть.

 Ох, разве ты не хочешь овладеть ею?
Хочешь ли сделать её всю своей?

 Мария.
Ты должен увидеть её!
Становишься безумным и сходишь с ума.
Латиноамериканка.
Аве Мария.
Миллион и одна свеча.

 Я видел это прежде.
В моей лучшей подруге и парне по соседству.
Дурочка любви и переполненный огня.
Не приходит с дождём.
Видит, что океаны текут без толку.
Синяя как лед и страстная.

 Разве ты не хочешь заполучить её?
Ох, разве не хочешь отвести её домой?

 Мария.
Ты должен увидеть её!
Становишься безумным и сходишь с ума.
Латиноамериканка.
Аве Мария.
Миллион и одна свеча.

 Ох, разве ты не хочешь укротить её?
Ох, разве не хочешь отвести её домой?

 Она идет, как будто ей на всё плевать.
Ты хочешь забрать её отовсюду.
Ох, она заставляет тебя хотеть кричать.

 Она идет, как будто ей на всё плевать.
Идёт по воздуху.
Ох, она заставляет тебя хотеть умереть.

 Мария.
Ты должен увидеть её!
Становишься безумным и сходишь с ума.
Латиноамериканка.
Аве Мария.
Миллион и один свет свечей.

Кроме всего прочего Дебби Харри активно занимается общественной деятельностью — она давно известна, как борец со СПИДом и защитница прав сексменьшинств. А в 2011 г. в музее современного искусства Лос-Анджелеса вместе с художницей Мариной Абрамович певица устроила шокирующий перфомэнс. Сначала её вынесли на носилках, исполняющую «Heart Of Glass», а затем она подошла к торту, сделанному в виде её трупа и вырезала сердце. Акция была проведена с целью привлечь внимание к проблеме насилия над женщинами.

В том же году вместе со вдовой Леннона — Йоко Оно — она организовала выпуск сборника «Occupy This Album» («Захвати этот альбом»), все сборы от которого пошли в фонд поддержки акций протеста «Захвати Уолл-стрит».

blondie_20
Влияние Дебби Харри на своё творчество и имидж признавали такие певицы, как Мадонна, Гвен Стефани и Леди Гага.

Автор: Сергей Курий
июль 2012 г.