Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen) — история песен «Born to Run» (1975) и «Born in the U.S.A.» (1984)

springsteen_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

9 мая 1974 года известный музыкальный критик Джон Ландау посетил концерт группы BONNIE RAITT. На «разогреве» выступал мало кому известный парень, который страстно терзал струны и отчаянно пел только что написанную песню: «Мы должны выбраться, пока мы молоды! Бродяги, как мы, детка, рождены бежать!«.

Вскоре в газете появилась статья, где Ландау описал свои впечатления так: «В прошлый четверг перед моими глазами промелькнуло прошлое рок-н-ролла. Но я видел и еще кое-что. Я видел будущее рок-н-ролла, и имя ему — Брюс Спрингстин. Именно в тот вечер, когда мне очень хотелось снова ощутить себя юным, благодаря ему, мне показалось, будто я слушаю музыку впервые в жизни».

springsteen_02

Спрингстин действительно станет суперзвездой, голосом надежд и чаяний простых американцев, а Ландау — продюсером суперзвезды. Но это случится чуточку позже. А пока…

«Born to Run» (1975)

В 1974 году дела Брюса Спрингстина обстояли неважно. Уроженец Нью-Джерси (город, который он часто будет воспевать в своих песнях), он поиграл в местных командах, затем перебрался в Нью-Йорк,  и, наконец, заключить контракт с лейблом CBS. Первые две пластинки 1973 года снискали доброжелательную критику, но не более того. Продавались они слабо, поэтому лейбл поставил перед певцом условие: либо он напряжётся и выдаст наконец-то стопроцентный хит, либо контракт будет разорван.

Впрочем, было и хорошее. Руководство CBS разглядело большой потенциал в песне «Born to Run» («Рождённые бежать»), поэтому на расходы для записи альбома не поскупилось.
Немудрено, что к работе Спрингстин приступал с чувством: «Всё или ничего!». Особенно тщательно он подошёл к записи своего потенциального хита. Шутка ли, из 14 месяцев работы над альбомом, 6 месяцев ушло на оттачивание «Born to Run». Как вспоминал сам Брюс, он хотел, чтобы песня звучала, как будто «Рой Орбисон, продюсируемый Спектором, поёт Боба Дилана». Фил Спектор был известным продюсером, применившим в записи принцип «стены звука». Под этим подразумевался очень плотный саунд, куда, как говорится, и палец не воткнуть (например, множество гитарных партий, играющих в унисон).

Аранжировка «Born to Run» шла со скрипом и на нервах. Спрингстину казалось, что он никак не может воплотить на плёнке то звучание, которое было в его голове. Сначала он сделал 4 разных демо-версии песни и лишь потом приступил к работе в профессиональной студии. На помощь был призван упоминавшийся Ландау (уже имевший опыт продюсирования).
Но терзаемый тягой к совершенству Спрингстин всё равно чуть было не психанул — он решил забраковать все записи и издать вместо них концертный альбом. Его остановили рассудительные слова Ландау:»Дело ведь не в том, чтобы альбом нравился тебе. Ты что же, думаешь, что Чак Берри сидит и часами напролет слушает свою «Maybellene»?».

springsteen_03

В результате песни таки были отштампованы на виниле, а их выход сопровождала масштабная рекламная компания, слоганом которой были слова критика: «Я видел будущее рок-н-ролла, и имя ему Брюс Спрингстин». Столь помпезная и навязчивая реклама изрядно бесила самого певца. Говорят, что во время лондонских концертов он собственноручно сдирал со стен постеры с надписью: «Наконец-то мир созрел для Спрингстина».

springsteen_13

Тем не менее, труды не прошли даром. В одно мгновение Брюс стал безумно популярен. Альбом «Born to Run» уже на второй неделе попал в TOP-10 США, а затем добрался до 3-го места. Забавно, но именно по причине того, что слушатели сразу набросились на лонгплей, одноименный сингл до TOP-20 так и не добрался. Что вовсе не сказалось на популярности песни.

springsteen_04

«Born to Run», написанная, как любовное письмо к девушке Венди, просто сочилась энергией юности. Смысл её был метафоричен и прост — беги, если не хочешь увязнуть в болоте этого мира. Сам певец вспоминал, что рифф песни был написан под влиянием какой-то композиции Дуэйна Эдди, но из гитарного он превратился в рифф на фортепьяно. С этих пор яркие запоминающиеся вступления станут постоянной «фишкой» творчества Спрингстина.

Материал альбома «Born to Run» была настолько хорош, что некоторые критики даже засомневались — может такого автора, как Спрингстин, и нет, а всё это проект лейбла. В доказательство даже приводили тот факт, что в песнях так много машин и гонок, а у Брюса даже нет водительских прав. На что певец ответил, что, вообще-то, он пишет песни не о машинах, а о людях, которые в них едут.

Перевод — Serendipity:

Днем мы обливаемся потом в погоне за американской мечтой,
Ночью мы едем в машинах для самоубийств мимо дворцов славы.
Сбежав из клеток на шоссе №9:
Колеса блестят, заправлены топливом, пересекаем черту.
Детка, этот город вырвет тебе позвоночник.
Смертельная ловушка, приговор самому себе.
Мы должны выбраться, пока мы молоды,
Бродяги, как мы, детка, рождены бежать…

springsteen_06

Творческая плодовитость Спрингстина — это отдельный разговор. Он писал так много материала, что некоторые песни отдавал другим исполнителям, и некоторые из них становились большими хитами (как например, «Because the Night», написанная для Патти Смит). Не все также знают, что два знаменитых хита группы MANFRED MANN’S EARTH BAND — «Spirit In The Night» и «Blinded by the Light» — это обработанные (и, надо отдать должное, изрядно) песни из первого «неудачного» альбома Спрингстина.

Иногда разбрасываться песнями певцу не позволял Джон Ландау. Так продюсер приберёг для Спригстина такие композиции, как «Hungry Heart» (написана для RAMONES) и «Cover Me» (написана для Донны Саммер), и обе они стали очень большими хитами.

«Born in the U.S.A.» (1984)

Отличный саунд с плотными гитарами, клавишными вступлениями и саксофонными соло бесспорно был хорош, но уж больно, как на мой вкус, однообразен. Наверное, это понял и сам Спрингстин, когда записал в 1982 году свой самый необычный альбом «Nebraska» о мрачных сторонах жизни американской провинции. По сути, это была демо-запись, сделанная на кассетнике, где звучала лишь акустическая гитара и губная гармошка. Ну, что ж, теперь Брюс мог себе это позволить…

Во время работы над «Небраской» к певцу обратились с просьбой написать музыку к к-ф под названием «Born in the U.S.A.» («Рождённый в США»). А у певца как раз лежала в закромах недоделанная песня под рабочим названием «Вьетнам». Тема ветерана Вьетнама, которого страна послала в чужую страну, а после возвращения бросила на произвол судьбы, родилась не случайно — перед этим певец давал благотворительный концерт перед участниками Вьетнамской войны. Брюс говорил, что это песня об одиноком работяге, который брошен обществом на произвол судьбы и для которого всё потеряло смысл.
Не хватало только припева, и тут название будущего фильма подвернулось, как нельзя, кстати (впоследствии, певец упомянёт Шрдера в списке благодарностей на буклете альбома).

springsteen_07

Автор перевода — Алена Велицкая:

Родиться в мертвой глуши…
Первый же удар опрокинул меня навзничь,
И подохну, как собака, которую вечно лупили,
Проведя полжизни, разыскивая, где бы укрыться

Рожденный в США.

В родном городишке попал в переделку:
В мою руку вложили винтовку,
Отправив меня на чужбину —
«Иди! Убей желтого человека!»

Рожденный в США.

Вернулся домой на очистительный завод,
Мастер говорит мне: «Сынок, если бы это зависело от меня»
Спустился вниз посмотреть мою учетную карточку,
Сказал: «Сынок, сейчас все иначе»

Рожденный в США.

У меня был брат в Кхешани1,
Сражавшийся против вьетконговцев,
Они все еще там, а его больше нет…
В Сайгоне у него была женщина, которую он любил,
У меня есть его фото в ее объятиях

Внизу, под сенью этой тюрьмы,
Вдали от газового пламени завода,
Я сжег дотла десяток лет своей жизни,
И вот, мне не надо никуда идти…

Рожденный в США…

 

Рефрен «Рождённый в США», по замыслу Спрингстина, должен был зазвучать с горькой иронией. Но певец ошибся, и «Born in the U.S.A.» стала одной из самых превратно воспринимаемых песен. Ошибка заключалась в слишком мажорной музыке, которая больше походила на жизнеутверждающий гимн, нежели на горькую исповедь. Кстати, именно по этой причине песня не вошла в мрачный альбом «Небраска».

Зато следующий альбом оказался до краёв набит крепкой поп-музыкой, полной бодрости и модного синтезаторного звучания. Брюс пошёл на «опопсение» саунда сознательно, заявив: 

«Альбом пошёл в направлении поп-музыки настолько далеко, насколько я хотел. И даже ещё дальше… Все мои герои, от Хэнка Уильямса до Фрэнка Синатры и Боба Дилана, были популярными музыкантами. Было очень важно попытаться войти в контакт с широкой публикой».

springsteen_10

Хотя альбом был просто напичкан потенциальными хитами, продюсеру Ландау показалось, что надо добавить ещё одну — точно хитовую — песню. Брюс не понимал, зачем это надо, но под давлением продюсера всё-таки написал композицию «Dancing in the Dark». Наряду с «Born in the U.S.A.» она стала одной из самых известных (хотя и нетипичных) композиций альбома. Кстати, в клипе на песню можно увидеть, как певец приглашает потанцевать на сцену молоденькую Кортни Кокс — будущую звезду сериала «Друзья» и фильма «Крик».

Если до пластинки «Рождённый в США» Спрингстин был просто «звездой», то после он стал супер-пупер-звездой. Этот альбом стал самым успешным в его карьере (уже через месяц он получил «платиновый статус»). Из 12 песен семь (!) были изданы синглами и попали в TOP-10.
Обложку, на которой красовалась задница певца на фоне американского флага и красной кепкой торчащей из кармана некоторых возмутила (казалось, что Брюс мочится на флаг), а геев и вовсе повеселила (разноцветные платки были у них своеобразными опознавательными знаками).

springsteen_08

Но больше огорчала Брюса неадекватная реакция на главный хит альбома. Мало того, что американские слушатели реагировали на неё, как на патриотический гимн, так ещё подключились и политики. Консервативный обозреватель Джордж Уилл написал следующее: 

«У меня нет никакого представления о политических взглядах Спрингстина, но флаги которыми машут на его концертах, убеждают, что он не нытик, а его песни о закрытых заводах и других проблемах перемежаются гордым оптимистичным утверждением: «Рожденный в США!».

Слава песни дошла и до администрации президента Рейгана. И выступая в родном городе певца — Нью-Джерси — спичрайтеры ввернули в текст Рейгана такие строки: «Будущее Америки и её надежды заключены в ваших сердцах, в песнях таких молодых американцев, как Брюс Спрингстин. И моя работа сделать так, чтобы эти мечты сбылись».
Спрингстина подобная реакция страшно раздражала, и во время одного из концертов заявил: «Я слышал, президенту нравятся мои песни. Но не думаю, что он когда-нибудь будет слушать вот эту». После чего спел «Johnny 99» – песню об убийце, которого нужда и безысходность вынудили пойти на преступление.

springsteen_09

Певец вообще был категорически против использования своих песен в рекламных целях. Так он отказался от 12-миллионного гонорара, который предложила ему автомобильная кампания Chrysler, положившая глаз на «Born in the U.S.A.».
Зато песня послужила источником вдохновения для двух русских исполнителей — Юрия Шевчука, написавшего «Рождённый в СССР», и Олега Газманова с его «Сделан в СССР». В своё время они долго бодались на предмет — кто у кого содрал — хотя первоисточник просто лежал на поверхности.

Сравнить:

.

springsteen_11

А что же с фильмом, который подарил песне Брюса свой броский рефрен? Он таки вышел в 1987 году, но уже под другим названием «Light of Day» («Дневной свет»), ибо ярлык «Рождённый в США» к тому времени уже прочно ассоциировался с хитом Спрингстина.

springsteen_12

В 1993 году певец напишет ещё одну знаменитую кинопесню — «Streets of Philadelphia». Она войдёт в саундтрек к-ф «Филадельфия», где героя увольняют с работы, узнав о том, что он гей, да ещё и заражённый СПИДом. Эта грустная композиция получит «Оскар» и станет последней широко известной песней Спрингстина.

Ещё несколько песен Брюса Спрингстина:

Bruce Springsteen — Night (1975)

Bruce Springsteen — Badlands (1978)

Bruce Springsteen — Adam Raised a Cain (1978)

Bruce Springsteen — The River (1980)

Bruce Springsteen — Point Blank (1980)

Bruce Springsteen — Atlantic City (1982)

Bruce Springsteen — My Hometown (1984)

Bruce Springsteen — Glory Days (1984)

Автор: Сергей Курий
сентябрь 2013 г.