Хиты группы АЛИСА, часть 3: история песен «Шестой лесничий» (1986-89), «Стерх» (1987-89), «Шабаш» (1988-90) и «Сумерки» (1987-90)

alisa_20

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Наши хиты»

«Шестой лесничий» (1986-89)

В 1989 году на прилавки, наконец-то, легла третья пластинка группы с жуткими окровавленными масками на обложке и загадочным названием «Шестой лесничий».
С одной стороны, казалось бы, ясно, что в одноименной песне намекалось, что Лесничие — это правители советского государства. Недаром в конце Кинчев умильно пропевает строчку из старой песни БГ про «Мишу из города скрипящих статуй» да ещё и на мотив «Полюшко-поле». Но, если Шестой Лесничий — Михаил Горбачёв — то выходит неувязка. Ведь правителей СССР при самом грубом подсчёте — семь (это, если не считать «эпизодического» Маленкова).
Возможно, не учитывался Ленин, так как в начале перестройки основное «развенчание» касалось Сталина, а Ленин напротив был идеалом «социализма с человеческим лицом». А, возможно, «шесть», которое принято считать дьявольским числом, звучало более эффектно.

От подобных вопросов Кинчев обычно отмахивался — мол, не знаю, потому что песня не моя. Авторство «Шестого лесничего» действительно принадлежало не лидеру АЛИСЫ, а его другу детства и московскому соседу — Андрею Киселёву. Исполнять песню на акустических концертах Кинчев начал ещё в 1986 году, а в 1988 году решил и записать, сократив текст на один куплет.
В аранжировке АЛИСЫ (где немалую роль сыграл новый гитарист Игорь Чумычкин) песня зазвучала мощно и очень полюбилась слушателям. Особую изюминку добавил красивый вокализ в припеве, исполненный Инной Желанной (из группы АЛЬЯНС), который выглядел особенно интересно на фоне демонически-мрачных куплетов.

«Стерх» (1987-89), «Шабаш» (1988-90)

Я не случайно объединил эти две песни. Обе они имеют непосредственное отношение к рок-барду Александру Башлачёву, который не просто дружил с Кинчевым, но и оказал на лидера АЛИСЫ немалое влияние. Именно творчество Башлачёва заставило Кинчева отойти от прозападной рок-традиции в сторону русской образности и мифологии.

alisa_21

Яркий пример этого — как раз песня «Стерх», написанная весной 1987 года. По признанию Кинчева, текст он писал очень долго — месяца три. По сути, он представляет собой иносказательное и жутковатое описание падшей России, по которой герой песни идёт.
Нетрудно догадаться, что это описание России атеистической, где «разорвана связь между солнцем и птицей рукой обезьяны» (дарвинизм), «пропиты кресты» и «сортир почитают за храм» (сравни у Башлачёва «Мы строили замок, а выстроили сортир»). Ну, и, наконец, если кто не знает «раненный стерх» — это такой редкий и исчезающий вид белого журавля.

Несмотря на то, что альбом был назван «Шестой лесничий», главной песней пластинки Кинчев считал именно «Стерха». На том же альбоме мы можем встретить и песню «Солнце за Нас», адресованную непосредственно Башлачёву — с целью морально поддержать, впавшего в психологическую депрессию, барда.
К сожалению, песни не помогли. В феврале 1988 года Башлачёв выбросился из окна…

alisa_22
Похороны Башлачёва.

Кинчев страшно переживал потерю своего соратника (и в чём-то учителя). Реквиемом по Башлачёву стала грандиозная композиция «Шабаш» — про птиц, слетевшихся на болота. В течение 8 минут песня разворачивается, как сжатая пружина, чтобы в конце взорваться жизнеутверждающим катарсисом «Мир да любовь!».

К. Кинчев:
«Если Москва строилась добротно и точно на тех местах, где древние люди безошибочно находили положительную энергию, то Питер был построен вопреки всем этим законам на болотах, где могли жить только птицы. На человека, твердо стоящего на земле, Питер действует удручающе. Но для романтиков, способных приподняться над суетой, он — идеальное место».

После того, как Кинчев стал твёрдо позиционировать себя в православии, ему нередко пеняли на песню со столь «бесовским» названием. Во-первых, не все знали, что прозвище Александра Башлачёва было «СашБаш» и «Шабаш» — явная отсылка к этому. Во-вторых, Кинчев всегда говорил, что закладывал в это слово другой смысл: не «ШАбаш» в смысле сатанинского сборища, а «ШабАШ» — т.е. конец всему. Правда, мне кажется, поначалу выбор подобного названия не был лишён двусмысленности и провокативности (как впоследствии, и «православная» свастика на альбоме «Солнцеворот»).

«Сумерки» (1987-90)

Песня «Шабаш» дала название и концертному альбому АЛИСЫ, записанному осенью 1990 года. Это был, наверное, последний впечатляющий релиз АЛИСЫ (от остальных альбомов я лично уже восторга не испытывал). Часть вошедших туда песен («Жар-бог Шуга», «Лодка» на стихи китайского поэта Су Ши) поклонники АЛИСЫ могли слышать и раньше — на записях акустических концертов.

alisa_23

Здесь же они были в электричестве. Кроме одной, которую Кинчев разумно решил исполнить под одну гитару — разве что, добавив эха.

Речь идёт о песне «Сумерки» — с одной стороны, очень личной, а с другой — парадокс! — максимально построенной на цитатах и отсылках.

Пройдёмся по тексту. Итак…

«Думы мои — сумерки» — ср. с «Думи мої, думи мої / Сумно мені з вами…»(Т. Шевченко)

— Сам образ «сумерек», вероятно, почерпнут работой немецкого философа Ф. Ницше «Сумерки богов».

«Вольному — воля, Спасенному — боль» — ср. с  русской поговоркой «Вольному — воля, спасенному — рай».

— «А черти, знай, мутят воду в омуте И, стало быть, ангелы где-то здесь…» — ср. с «Коли черти в душе гнездились / Значит ангелы жили в ней» (С. Есенин).

— «Купола в России кроют корытами, Чтобы реже вспоминалось о Нём…» — ср. с «Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал…» (В. Высоцкий)

«…те, что нас любят, все смотрят нам вслед…» — цитата из песни Б. Гребенщикова «Рок-н-Ролл Мёртв».

Автор: Сергей Курий
декабрь 2014 г.

Хиты группы АЛИСА, часть 1: история песен «Мы Вместе» (1985) и «Моё Поколение» (1985)

Хиты группы АЛИСА, часть 2: история песен «Красное на Черном» (1986-87), «Тоталитарный рэп» (1987) и «Всё это рок-н-ролл» (1988)

Хиты группы АЛИСА, часть 4: история песен «Трасса Е-95» (1996-97) и «Небо славян» (2000-2003)

См. также:

Раздел группы АЛИСА на проекте «РОК-ПЕСНИ: толкование»