АЛИСА — история альбома «Солнцеворот» (2000)

2000_solncevorot_01a

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Солнцеворот
(К. Кинчев)

2. Звезда Свиней
(К. Кинчев)

3. По Барабану
(К. Кинчев)

4. Рождество
(К.Кинчев, А.Пономарев — К.Кинчев)

5. Смерть
(К. Кинчев)

6. Дорога в Небо
(К.Кинчев, А.Шаталин — К.Кинчев)

7. Повелитель Блох
(К. Кинчев)

8. Православные
(К.Кинчев, П.Самойлов — К. Кинчев)

9. Красные Горы
(К. Кинчев)

10. Три Дороги
(К. Кинчев)

11. Радости Печаль
(К. Кинчев)


 2000_solncevorot_01b

Константин Кинчев — вокал
Петр Самойлов — бас-гитара, бэк-вокал
Андрей Шаталин — гитара
Евгений Левин — гитара
Михаил Нефедов — барабаны
Дима «Ослик» — клавиши (2,7,11)
Игорь Доценко («ДДТ») — барабаны (2)
Иво — голос (7)

2000_solncevorot_06b

В оформлении альбома использованы: вышивка Е.Маньшавиной, фотографии М.Полубояринова и В.Гаврилова, рукописи К.Кинчева.

Запись и сведение — Шлапаков Ю., Самойлов П., Левин Е.
Дизайн — В.Гаврилов и П.Семенов (ВГdesign)
Мастеринг — Ю.Щербаков


(c) 2000 Кинчев
(p) 2000 CD Land CDL 182-00 [MC, CD]
(p) 2003 Союз SZCD 2053-03 [CD].

2000_solncevorot_10

* * *

Информация с официального сайта группы АЛИСА:

На протяжении последних альбомов и сборников звук и настроение группы менялись изрядно: это был этап напряженного духовного поиска, начавшийся с принятия Кинчевым, а позже и всей группой православного крещения в 1992 году. Христианские мотивы в творчестве на протяжении 90-х годов все более нарастали, чтобы увенчаться «Солнцеворотом» — мистико-символическим альбомом. В музыкальном исполнении этот альбом оригинально сочетает в себе протестные ритмы «БлокАды» и утвердительный размах «Шабаша» — только уже на основе нового духовного опыта. АЛИСА ничуть не отступила от своих «красно-черных» стихий и знамен, но — «окрестила» их важнейшим христианским символом Солнцеворота, знаком снискания и обретения Благодати. По словам самого К.Кинчева, «знаковый» альбом.

***
Из интервью с К. Кинчевым, «Этажерка», 26.05.2000:

— Альбом делался в домашней студии, — рассказывает Константин Кинчев. — То есть все вернулось «на круги своя». Мой голос записывали в деревне, на чердаке, в хорошей атмосфере. Большего кайфа, нежели во время этой записи, от самого процесса работы мы не испытывали на самых дорогих студиях.

— Разве можно добиться хорошего качества звука на домашней студии?

— Все зависит не от записывающей аппаратуры, а от саунд-продюсера и от опыта музыкантов. Могу сказать, что, послушав звук, многие коллективы захотели записываться у нас, именно на нашей аппаратуре. Например, группа «Колыбель для кошки».

— Как долго вы работали над альбомом?

— Начали, когда Quake II вышел. В компьютерные игрушки играли, поэтому и ассоциации такие. В принципе стали готовить альбом три года назад. Песня «Рождество» уже тогда, как вещь, состоялась.

…— Как отнеслись алисоманы к вашему новому альбому?

— «Солнцеворот» — одна из самых удачных наших работ. Для меня он идет наравне с «Шабашем» и «Черной меткой». От фанов я слышал только восторженные отклики. С предыдущей работой все было иначе — публика восприняла «Jazz» на ура, зато алисоманы плевались. Так уж получается: то, что нравится широким слоям населения, не нравится ни музыкантам «Алисы», ни алисоманам.

— «Jazz» — это ошибка?

— Нет, он денег принес! А «Солнцеворот» — это от души! Любимая музыка, как водится, денег не приносит. Хотя «Jazz» тоже родная музыка. Кстати, после песни «Трасса Е-95» у музыкантов «Алисы» замечательные отношения с ГАИ.

— Несколько смущают кресты на афишах и в оформлении «Солнцеворота». Это необходимо?

— С меня корона не упадет еще раз заявить: «Я антифашист!». По православной, христианской традиции летящий крест символизирует Духа Святого. А снискание благодати Святого Духа — главная задача любого человека, понимающего хоть что-то в жизни. Солнцеворот и есть этот «летящий крест». Наш альбом как раз об этом.

2000_solncevorot_02

***
Официальная пресс-конференция по поводу выхода альбома «Солнцеворот». 25.02.2000.:

— Судя по альбому «Геополитика», вы достаточно в курсе того, что происходит в музыке вообще. Тем не менее «Солнцеворот» получился таким традиционным, если не сказать консервативным, по звуку. Почему? И о музыке вообще.

— Что касается нас, то некий круг замкнулся по спирали. Мы ходили, находясь в эксперименте, в поиске звука, мы все время были неудовлетворенны звучанием, и наконец мы вернулись опять к звуку, в котором мы формировались и живем, к звуку, который формируется у нас на нашей репетиционной базе. В этом звуке наиболее четко можно представить себе, что такое «Алиса». Благодаря той неповторимой акустике, которая существует на нашей репетиционной точке, а альбом записывался именно там, а потом в деревне, получился этот неповторимый алисовский звук. Который вы называете традиционным и консервативным. Да, это действительно так. Я считаю, что со времен «БлокАды» это наиболее правильное звучание нашего коллектива. Поэтому многие уже усматривают связь альбомов «БлокАда» и «Солнцеворот». 

2000_solncevorot_07

***
Интервью с К. Кинчевым, ж. «Ровесник» № 5 (455) 2000 г.:

мы начинали записывать альбом еще в Питере на нашей репетиционной базе. А в деревне потом уже добавляли голоса, компьютеры, бас-гитару, еще какие-то гитары…

***
Интервью с К. Кинчевым, февраль 2000 г.:

— Последний альбом, «Солнцеворот», насколько я знаю, вы записывали на домашней студии. Насколько оправдал себя такой подход?

— На мой взгляд, на все сто. Я объясню, в чем плюсы. Когда ты сидишь на одной «точке» долгие годы и репетируешь там все-все песни, то формируется уже определенный звук, к которому привыкаешь и который потом формируется и на концертах. А когда приходишь в новую акустику, тебя чего-то «ломать» начинает. А почему ломать? Потому что совершенно другая. Здесь — мы сидим в своем звуке, который нас устраивает, к которому мы привыкли. Голос я прописываю в деревне. А там: хочешь — за грибами пошел, хочешь — на рыбалку. Хочу попеть — попел. Потом — раз — решил водки попить… Процесс. Творчество.

2000_solncevorot_08

***
Из интервью с К. Кинчевым, газета “Завтра”, №26(291), 29.06.1999:

— В свое время вы занимали ярко негативную позицию по отношению к такому явлению, как фашизм. Изменилось ли оно сегодня?

— Если брать фашизм как синоним гитлеризма, я отношусь отрицательно. Это наш общенациональный враг, к тому же, ни одна власть не имеет права посягать не человеческие жизни, так же негативно я отношусь к любому проявлению “сильной руки”.
Что касается свастики… К свастике мое отношение просто замечательное. К сожалению, затоптан замечательный глубокий символ. В православной традиции свастика, вращающаяся в правую сторону, — это знак исхождения Духа Святого; левосторонняя — знак снискания Духа Святого. Естественно, что к такому знаку я плохо относиться не могу.
Однако я понимаю, что не стоит спекулировать подобным знаком, поскольку много еще людей (к несчастью, с каждым годом их становится все меньше) кто на себе ощутил давление свастики, которую на флаг подняли люди, служившие Гитлеру.

2000_solncevorot_03

***
Из интервью с К. Кинчевым, г. «Утро Петербурга» 28 июля 2000 г.:

— Некоторый шок вызывает художественное оформление «Солнцеворота», содержащее левостороннюю свастику на вкладке. Высказываются опасения, что люди, не знакомые с эзотерическим смыслом символики, могут воспринять ее как фашистский знак…

— Страсти накаляются, и ситуация несколько напоминает 1988 год, когда «Алису» обвинили в фашизме. По оформлению «Солнцеворота» могу сказать, что в традициях православной церкви летящий крест, то есть свастика, символизирует Дух Святой. Левостороняя свастика — христианский символ Солнцеворота, символ снискания и обретения Благодати Святого Духа. Чем и должен заниматься любой православный христианин. Это главная задача для спасения бессмертной души, для жизни вечной. Мы находимся в состоянии снискания Благодати, и это — доминанта всего альбома, его зерно.

2000_solncevorot_06

***
Из интервью с К. Кинчевым, г. «Вечерний клуб» и г. «Мир за неделю» 8 (25) 4-11.2000:

— А как же свастика, изображенная на обложке? Не очень вяжется с православием…

— Опять про это! Да поймите же вы, это древний христианский символ, она встречается в архитектуре и в летописях, ею украшали одежды и оружие. Это знак действующего посредством ветра и огня Святого Духа. В левосторонней свастике нет ничего предосудительного.

— Для человека, не знакомого с эзотерическим смыслом этого символа, но зато, скажем, прошедшего оккупацию, свастика выражает нечто весьма определенное…

— Тому, кто отстаивает свои убеждения, не плывет по течению, обязательно придется выслушивать упреки в нарушении общественной морали. Многих современных патриархов православной церкви сегодня обвиняют то в фашизме, то в коммунизме. И все почему? Потому что они не подстраиваются под мнение окружающих и особенно под мнение власть придержащих. А вообще все эти разговоры о свастиках и их толкованиях мне так надоели, что я даже предложил наклеить на обложку диска стикер с надписью «Я — просто антифашист». Раз и навсегда, чтоб больше не приставали.

2000_solncevorot_08b

***
Интервью К. Кинчева журналу «FUZZ», 2002:

— Костя, альбом «Солнцеворот» подвергся серьезной критике. В том числе и в нашем журнале была большая статья…

Константин Кнкчев: Да… Я уважаю чужое мнение. Это абсолютно естественно: кому-то нравится, коку-то — нет. Но я ни под чьи вкусы не подстраивался и не собираюсь подстраиваться. Там все продекларировано: «Я не червонец…».

— Кто-нибудь из журналистов принял «Солнцеворот»?

Константин: Есть такой радикал — Штепа, ему нравится. А так: «Нет. зачем? Это тревожно, это мешает жить! Зачем это нужно, ко гда все так замечательно, когда вокруг фантики цветные, жвачка. танцы-шманцы… А тут! Просто нонсенс какой-то, не комильфо, некрасиво, выпадает из правил каких-то!…»

— Были публикации, своим содержанием смахивающие на то, что писали об АЛИСЕ 15 лет назад…

Константин: Ну, был «фашистом», вероятно, «фашистом» и умру!

— Год назад, перед выходом пластинки «Танцевать…», ты говорил, что она будет разительно отличаться от «Солнцеворота» и не станет объектом столь суровой критики (и даже цензуры!), а, напротив, целиком и полностью удовлетворит СМИ…

Константин: Так оно и произошло! «Танцевать…» — это просто набор песен, а не пугающий концептуальный альбом. Поэтому пресса — замечательная, ха-ха!

— Если вспомнить «Джаз»…

Константин: Вот-вот, и «Джаз» в связи с этим… Я к нему прохладно отношусь. Я «Солнцеворот» люблю.

— Почему так?

Константин: Потому что огромные куски жизни отданы. Глубокая работа. Всегда, когда душу выварачиваешь наизнанку, делишься самым сокровенным, потом в эту душу плюют… Это всегда больно. И, в то же время, к такой работе относишься с любовью большой, потому что это то, чем хотелось поделиться с людьми. И всегда, когда хочешь чем-то сокровенным поделиться, получаешь по поя-ной программе. Так было с «Шабашем», с «Черной Меткой», с «БлокАдой», — поэтому эти альбомы и остаются моими любимыми. «Солнцеворот» в их числе.

__________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АЛИСА

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АЛИСА«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АЛИСА по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий