АЛИСА — история альбома «Дурень» (1997)

«Посмотришь на него — человек, как человек,
а внутри — город, дымящийся в руинах.»
(кодекс царя Хамурапи)

1997_duren_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Печать Зверя
(К. Кинчев)

2. Всё Решено
(К. Кинчев)

3. Дурак и Солнце
(К. Кинчев)

4. Мама
(К. Кинчев)

5. Пляс Сибири
(К. Кинчев)

6. Rock’n’Roll — Это Не Работа
(К. Кинчев)

7. Осеннее Солнце
(А. Шаталин, К. Кинчев)

8. Трасса Е-95
(К. Кинчев)

9. Синий Дым
(К. Кинчев)

 1997_duren_05

К. Кинчев — музыка и слова, вокал, акустическая гитара;
А. Шаталин — музыка («Осеннее солнце»);
П. Самойлов — бас, ак.гитара, перкуссия, голос;
А. Шаталин — гитары. ак.гитары;
А. Пономарев — гитары, ак.гитары;
М. Нефедов — барабаны;

Сотоварищи:
Р. Аюпов — клавиши, баян;
А. Розанов — саксофон, губная гармошка;
А. Кувезин — хомус.

1997_duren_02

Запись произведена в 1997 году на студии P.S. (Москва)
Звукорежиссура — Ю. Шлапаков, П. Самойлов, А. Худяков, В. Ключников.
Инженеринг — С. Стеценко, В. Гринберг, Д. Комаров.
Мастеринг — О. Тимофеев
Директор — В. Батогов

Дизайн — В. Гаврилов, П. Семёнов
Фото — Г. Семёнов, М.Полубояринов, В.Потапов, Е.Лучин, С. Намин, А. Панфилова и из архива группы

(с) 1997 К.Кинчев
(с) 1997 В.Г. design
(p) 1997 Extraphone Ex 97038 [MC, CD]

1997_duren_04

* * *

Информация с официального сайта группы АЛИСА:

Альбом по своей идее и состоянию ближе всего к очень любимому самими музыкантами «Шабашу». Характерной чертой его является сказочность, мудрость и поэтичность, стремление философски осмыслить происходящее как внутри себя, так и в окружающем мире.

***
Интервью К. Кинчева журналу «FUZZ», 1998:

— Как возникло название альбома «Дурень», чья это идея и откуда она взялась? Я слышал, что в начале было «Дурак»?

Костя: Да. Альбом хотелось назвать, почему-то, «Дурак». Но один мой товарищ, умный человек, сказал, что более правильно, более по-русски и по-христиански будет все-таки более теплое название. Поэтому в конце концов вышло такое замечательное название, как «Дурень».

— Перекликается ли это с какой-нибудь песней на альбоме или нет?

Костя: С заглавной песней альбома. Она называется «Дурак И Солнце». А вообще, в принципе, альбом концептуальный, поэтому все песни, входящие в альбом, так или иначе относятся к «Дурню».

— Существует убеждение, что каждый раз, когда ты становишься на какую-то тропу, которая более или менее прямо несет тебя к конкретному коммерческому и массовому успеху, ты эту тропу меняешь и каждый раз как бы меняешь хожу. В каком смысле новый альбом «Дурень» — это смена кожи? Есть такой эффект здесь или нет?

Костя: Я, вообще-то, к этой сентенции отношусь достаточно скептически. То есть я не знаю, насколько продуманно я меняю эту кожу. Я уверен лишь в одном, то, что я продекламировал в небезызвестном альбоме «Энергия» — я являюсь экспериментатором, — это остается живо и актуально для меня и по сей день. Мне интересно экспериментировать, поэтомy мы не зацикливаемся ни в каком либо музыкальном жанре и в пристра-тии к нему. Мы можем играть от вальса до хардкора все, что нашей душе тодно. Поэтому все альбомы друг от друга и отличаются. Альбом «Дурень» в корне отличается от альбома «Джаз», естественно. Это концептуальная работа, куда подбирались песни именно с этой философской подоплекой, так скажем. Альбом балладный, и для меня он очень близок и очень мне нравится. Нравится, пожалуй, так, как альбом «Шабаш». Если проводить какие либо аналогии, то он ближе всего к «Шабашу».

— «Джаз», казалось бы, такой колоссальный успех, и…

Костя: «Джаз» — это набор песен. А здесь набор идей. Вот в чем коренное отличие. А если говорить о музыке, то он сделан в любимых мною традициях замечательного стиля хард-рок-баллад.

— Хард-рок — термин очень не модный.

Костя: А какая разница, модный или не модный. Я говорю о том, что мне нравится. Это абсолютно не значит, что я зациклен на этом стиле. Если бы я был зациклен на этом стиле, это было бы уже симптоматично. Нет, я сейчас вообще другой работой занимаюсь. Мне она тоже интересна и прикалывает меня.

…— Как ты считаешь, обращаясь в прошлое, лет десять назад, можно было бы в 1987 году сесть, прослушать альбом «Дурень» и представить себе, что он будет написан через десять лет?

Костя: Я в ту пору не дозрел бы до альбома «Дурень». То есть каждому времени свои песни, каждой песне свое время. Альбом «Дурень» и ценен тем, что он записан и сочинен именно сейчас.

— Ты можешь сказать, что для тебя это музыка 90-х и альбом 90-х годов?

Костя: Для меня это — мироощущение меня сорокалетнего. И все.

— По каким параллелям он ближе всего к «Шабашу»? «Шабаш» ведь был альбомом, во-первых, с колоссальной энергетикой, с ощущением взаимодействия с залом, а с другой стороны, он был очень разгульно свободным. В нем просто ощущалось пространство и время внутри альбома.

Костя: Просто это взгляд и попытка покаянного созерцания того, что творится внутри, в моей душе. В этом я нахожу параллели с альбомом «Шабаш». Просто в ту пору я был более стихиен и более туманен внутри себя. А сейчас, я надеюсь во всяком случае, на то, что я становлюсь более ясен сам себе. В этом как раз параллель с «Шабашем».

— Есть некий переход от язычества и от стихии…

Костя: …к православию больше.

— Какие музыкальные стили и тенденции последней пары лет повлияли на тебя при создании «Дурня»?

Костя: Если говорить о музыке, то она сделана в достаточно традиционных формах, поэтому то, что я сейчас слушаю абсолютно не сопоставимо со звуком и звучанием альбома «Дурень».

1997_duren_03

***
Из интервью К. Кинчева:

— …новому альбому АЛИСЫ вы почему-то дали не самое жизнеутверждающее название — «Дурень».

— Разве мало дурней ходит по земле? Не вижу причин, чтобы не спеть о них.

— Если учесть, что все песни вы исполняете от первого лица, то…

— Хотите знать, не я ли тот дурень? Если грубо говорить, то — да, я.

— Это грубо?

— Банально. Каждый альбом соответствует определенному этапу моей жизни. Поскольку я всегда максимально откровенен в музыке, то и баллады, собранные в «Дурне», исповедальны по тональности.

— Но все-таки дурень не есть дурак.

— Да, это как-то помягче, потеплее. Хотя «Дурак» был первым вариантом названия. А потом умный товарищ подсказал мне более подходящее слово.

— Не обидно, дожив до сорока лет, признаваться себе в том, что ты — дурень?

— Во-первых, вспомните русские народные сказки и роль в них Иванушки-дурачка. Во-вторых, каждый из нас немного тою, с приветом, но не все готовы в этом признаться. Поэтому и альбом не только обо мне — он о людях.
Настоящая жизнь состоит из переоценки себя. Неумение или нежелание сделать это в православном мире
называется гордыней. Гордыня не может быть созидательной, она заставляет человека верить, что он лучше, чем есть на самом деле.

1997_duren_03b

***
Из интервью с К. Кинчевым и А. Худяковым, октябрь 1997:

К. Кинчев: — «Дурень» записывался в замечательной, очень крутой новой студии Павла Слободкина. Туда мы пришли практически готовые, с наигранной программой, но случилась беда — попал в больницу гитарист и совместная игра (а там огромное ателье, великолепно приспособленное для ансамблевой игры) не удалась. Пришлось писать последовательно: барабан с басом, потом гитары, потом вокал и другие инструменты.

А. Худяков: — В студии Слободкина очень сильная обслуживающая бригада — люди с большим опытом туровой и студийной работы. Однако Алиса была им совершенно не знакома. В результате наши отношения в начале строились достаточно тяжело. Но профессионалы звукозаписи обязаны не только знать аппаратуру, но и уметь общаться со всеми участниками проекта. Так что через какое-то время мы нашли общий язык и дальше все протекало спокойно. Я вообще люблю работать в больших студиях со сложным оборудованием, несмотря на то, что в них у персонала всегда есть свои требования и свои взгляды на создаваемый материал. Люди, обслуживающие пульт класса Neve, имеют свои наработки и знают многие тонкости. Так что у таких специалистов экстра-класса всегда есть чему поучиться.

К. Кинчев: — Да хорошая была работа.

— Костя, а как ты участвуешь в процессе сведения?

К. Кинчев: — У меня все на эмоциональном уровне — нравится, не нравится.

— Это сильно влияет на результат?

К. Кинчев: — Сильно. Мы с Андреем песню «Шабаш» пересводили 6 раз.

А. Худяков: — Костя утверждает, что не обладает глубокими техническими познаниями и воспринимает сведенный материал на уровне «нравится- не нравится». Но при этом он четко знает, что хорошо, а что плохо и, главное, всегда готов спрогнозировать: удачным или нет будет предлагаемое ему решение. Если же Костя чего-то не понимает — он с удовольствием идет на эксперимент. И когда результат категорически выпадает из Костиного восприятия, он отвергается безжалостно и бесповоротно.
В частности во время работы над «Дурнем» перед тем как приступить к сведению у нас была пауза — небольшой перерыв для того, чтобы отдохнули уши. За это время студийцы сделали ряд вариантов сведения нескольких песен. Общий звук по первым результатам сведения Костю не устроил категорически: в нем не чувствовалась энергетика Алисы, отсутствовало лицо группы. Впоследствии благодаря автоматизации пульта мы возвращались к старым миксам, сравнивали, что-то подправляли. И конечный результат сильно отличается от того первого студийного сведения — на мой взгляд, несомненно, в лучшую сторону.

— Как ты думаешь, почему так получилось?

А. Худяков: — Опыт опыту — рознь. Если человек привык строить звук одного содержания, а ему нужно работать с абсолютно незнакомым материалом, то каким бы профессионалом он не был, на помощь обязаны прийти люди, знакомые с творческой концепцией исполнителя. И если специалисты не смогут найти общий язык и договориться о том, кто и каким образом будет удовлетворять свои амбиции, проигрывает дело, ради которого все собрались. В нашем случае так не получилось, за что я благодарен и ребятам в студии и Константину, который очень мощно контролировал процесс и довел его до результата, устроившего в первую очередь его самого.

— Насколько я знаю, на «Дурне» вы опробовали разные surround-идеи. Это что, действительно актуально: рок и surround? Ведь рок хочется слушать не между гитарными комбо, а из зала.

К. Кинчев: — Мы просто хотели записать альбом, адаптированный к объемному воспроизведению, чтобы в каналы surround не лезла грязь. Потому что при проигрывании обычной стереофонической фонограммы через surround-приставку могут происходить совершенно криминальные вещи.

— То есть идея была в том, чтобы можно было слушать и на стерео- и на surround-аппаратуре?

К. Кинчев: — Да. Мы адаптировали материал для комфортного восприятия в любом формате.

А. Худяков: — Что же касается surround и рока вообще — тут я не согласен с абсолютной несовместимостью этих понятий. Музыка группы Алиса очень драматична — как в текстах, так и в сценическом воплощении. Поэтому ее вполне можно записывать в surround. И дело не в том, чтобы гитарист зашел за спину слушателя. Объемные эффекты должны основываться на сюжете песни и на характере исполнения музыки.

К. Кинчев: — Может быть, в дальнейшем мы и вернемся к идее полноценного surround-сведения.

1997_duren_03a

***
К. Кинчев, «Аргументы и факты», №40, 1997:

Основные темы в новом альбоме: дороги, радость от того, что Создатель сподобил явиться на свет, внутренние «запутки», ощущение того, что грешен по самую макушку, попытка искренне в этом признаться, то бишь исповедаться публично. Не знаю, насколько это удается. И вообще, возможно ли, чтобы это удавалось на все сто? Думаю, что нет. Но попытка такая есть. К этому альбому батюшка мне подсказал замечательный эпиграф из Кодекса царя Хаммурапи: «Посмотришь на него — человек как человек, а внутри-город, дымящийся в руинах». В конце концов «дурень» в любой русской сказке превращается в царевича. Иван-дурак всегда на поверку далеко не дурак. Альбом ближе всего по состоянию, по своей идее к самому мощному нашему альбому «Шабаш».

1997_duren_03c

***
К. Кинчев:

Хм, «Дурень» — помесь «Guns`n`Roses» с Надеждой Бабкиной, как говорит мой друг Рикошет. Все эти песни: «Печать зверя», «Синий дым», «Дурак и солнце» мы давно играли на концертах, поэтому алисоманы их выучили наизусть. Ведь они пишут там прямо на магнитофоны. Вообще «Дурень» — очень важный для меня альбом. Здесь каждая песня соединена лучом надежды.

***
К. Кинчев о причинах издания концертного альбома «Пляс Сибири на берегах Невы»:

…[«Дурень»] по обьективным причинам, о которых говорить не хочется, получился выхолощенным и вялым. Вот и возникло желание сделать концертную версию этого альбома.

 

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АЛИСА

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АЛИСА«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АЛИСА по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий