Хиты Бориса Гребенщикова и группы АКВАРИУМ, ч.3: история песен «Прекрасный Дилетант» (1981), «Пепел» (1982), «Рок-н-Ролл Мёртв» (1983)

bg_20

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Наши хиты»

«Прекрасный Дилетант» (1981)

Долгое время АКВАРИУМ существовал, как бы, в двух разных ипостасях — акустической и электрической. Разумеется, с акустикой дела обстояли проще — её можно было играть на домашних концертах и достаточно быстро записывать. С электричеством всё было по-другому.

Даже если подпольной группе и удавалось найти концертную площадку и какую-то аппаратуру, электрозвучание и исполнительское мастерство оставляло желать лучшего…
Первой попыткой зафиксировать электрическую программу в студии Тропилло стала запись в 1981 г. альбома, так и названного «Электричество».
Ну, а первым электрическим «боевиком» группы стала песня «Прекрасный Дилетант» — очередная горькая констатация неприкаянного состояния интеллигентов-маргиналов эпохи «застоя».

Она плачет по утрам, ты не можешь помочь;
За каждым новым днем — новая ночь;
Прекрасный дилетант
На пути в гастроном —
Того ли ты ждал, того ли ты ждал?

bg_11

Почти вся композиция строилась на броском монотонном риффе, разбавленном довольно странной диссонирующей вставкой — «Но я не знал, что это моя вина…». Наиболее впечатляющим получился финал композиции, где под душераздирающие вопли Всеволод Гаккель выпиливал на своей виолончели (А. Троицкий даже назвал её «индустриальной») настоящий визг и «скрежет зубовный».

Артём Троицкий:
«Обычно он играет очень спокойно, создавая некий гармонический фон АКВАРИУМА. Но у меня сохранилась запись одного сумбурного концерта в Москве жарким летом 1981 года, когда в песне «Прекрасный дилетант» Гаккель сыграл такое пронизывающее, раздирающее душу соло, что озноб пробирает при одном воспоминании… Вообще, это одна из самых выстраданных песен АКВАРИУМА».

bg_17

В подпольном издании «Рокси» Александр Старцев тут же окрестил песню «новым похоронным маршем». Там же песню признали и «лучшей рок-композицией 1981 года».
К сожалению, передать это неистовое звучание на студийной записи в полной мере не удалось, несмотря на приглашённого профессионального барабанщика Евгения Губермана. Но, хотя Гребенщиков и назовёт эту версию «ужасной», концертные записи «Дилетанта» звучат совсем уж дико.

Зато каверов на эту песню сделают множество. Это и версия американской «опекунши» питерского рока — Джоанны Стингрей — под названием «Gotta Break Out», и русскоязычные версии ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПАРТИЗАНОВ, ДОЧЕРИ МОНРО и КЕННЕДИ, ГЕРОЕВ РАБОЧЕГО КЛАССОВ и, конечно же, МУМИЙ ТРОЛЛЯ, где Лагутенко превратил песню отчаяния в этакую жеманную виньетку («Того ли ты ждал? О-е!«).
Сам же БГ «Прекрасного Дилетанта» давно не исполняет.

БГ:
«…немалая часть нашего круга тратила огромное количество времени для того, чтобы избежать столкновения с империей… Вот некоторые из них и грустят по этому мифологическому противостоянию. Грустят по былому, в основном, выпавшие из пространства. …Я же с образом прекрасного дилетанта постарался давно распрощаться. Ведь большинство прекрасных дилетантов, как ты догадываешься, так и остались «на пути в гастроном». А я, как сказано в песне, все-таки ждал чего-то другого».


«Пепел» (1982)

Очень быстро БГ осознал, что в электрических песнях никак не обойтись без крепких профессионалов. Поэтому на запись альбома «Табу» были рекрутированы гитарист Александр Ляпин и уже упомянутый пианист Сергей Курёхин.
Настоящую «дуэль» между этими виртуозами мы можем услышать на одной из самых жутких и «тяжёлых» композиций АКВАРИУМА под названием «Пепел». И, надо сказать, что пианино Курёхина на этом трэке ничуть не уступает хардовым запилам Ляпина. Для того, чтобы добиться более «металлического» звука Курёхин даже вбил в молоточки пианино… обычные канцелярские кнопки!
Забавно, что именно «Пепел» стал первой, услышанной мною, композицией Гребенщикова, из-за чего я какое-то время считал АКВАРИУМ «металлической» группой.

bg_13

Кстати, изначально песня задумывалась, как некая синтезаторная пьеса в духе электронного минимализма Гэри Ньюмана. Но реализовать это в то время не представлялось возможным, и «Пепел» превратился в хард-роковый боевик. Об источнике вдохновения напоминал лишь текст, куда были вплетены названия песен из альбома Ньюмана «Telekon» (1980). Сравните — «I Dream of Wires» с «Я вижу провода», «We Are Glass» с «Я из стекла, и ты из стекла», «Remind Me to Smile» с «Напомни мне улыбнуться». В целом же текст песни БГ был настолько суггестивен, что не подлежал какому-то осмысленному разбору.

bg_12

В 1985 году, упомянутая выше, Джоанна Стингрей даже сняла любительский клип на «Пепел», где Борис исполнял песню, стоя на крыше (она же записала и англоязычный кавер под тем же названием «Ashes»).

А в 1998 году, БГ вместе с группой DEADУШКИ записал наконец-то мощную электронную версию песни — наверное, лучший трэк их совместного альбома.

 Joanna Stingray — Ashes

PARA BELLVM – Пепел

Сплин — Пепел


«Рок-н-Ролл Мёртв» (1983)

Значение одного из самых известных «мемов» отечественной рок-музыки до сих пор скрыто завесой загадочности.
По воспоминаниям самого Гребенщикова песня о смерти рок-н-ролла была зачата им ещё во время записи альбома «Табу». Случилось это в самый разгар рабочих споров между традиционалистом Ляпиным и авангардистом Курёхиным по поводу того, чьего инструмента на записи должно быть больше. БГ укрывался от этих споров на балконе, где и написал свою знаменитую песню, начинающуюся со слов: «Какие нервные лица. Быть беде…».

bg_14

Разумеется, дальше текст песни развивался уже своими вольными творческими путями. Что до музыки, то источником вдохновения, несомненно, явилось творчество американской панкерши Патти Смит (сравните припев песни БГ с её композицией 1978 года «Ghost dance»).

«Рок-н-Ролл Мёртв» тут же стал одной из ударных концертных песен АКВАРИУМА, где особо блистала Ляпин со своим гитарным соло. Гитарист до сих пор сожалеет о том, что студийная запись песни на альбоме «Радио Африка» вышла вялой и не передавала и десятой доли концертной энергетики.

В том, что рефрен песни у многих вызвал шок, нет ничего удивительного (как можно утверждать в 1983 г., что рок мёртв, если он ещё в СССР толком и не родился?). Журналисты до сих пор требуют от БГ внятного объяснения, а в ответ получают массу объяснений невнятных.
То Гребенщиков утверждал, что настоящий рок-н-ролл мёртв умер ещё в 1959 году, то говорил, что его похоронили панки в конце 1970-х.

 БГ:
«…парадокс заключается в самой природе этой песни, ведь в том, что эта песня — рок-н-ролл, сомнения нет. В том, что в песне поется «рок-н-ролл — мертв», нет сомнения тоже. Вот ведь парадокс! Решайте его, как хотите, но не примитивно».

По сути, это была провокация, заявление о желании выйти за рамки традиций рок-мейнстрима. Отсюда и «Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет», и поздние заявления БГ, что АКВАРИУМ играет не рок, а «русскую народную музыку».

БГ:
«…За десять лет у отрицающего традиции рока появились свои традиции. Из убежища от среды рок сам стал средой со всеми вытекающими отсюда последствиями. И оказалось, что способ избежать давления среды сам может оказать давление и лепить уродов, если, врубаясь, не быть последовательным и не оказывать сопротивления этому давлению.
…Когда я пел про это, то на самом деле ничего не имел в виду, всего лишь пел песню, а песни — материя волшебная, магическая, и не мне их интерпретировать. Но вот ощущения свои помню хорошо: больно было наблюдать, как на моих глазах музыка, которую я очень люблю, превращалась в застывшие штампы…»

bg_16
Песня «Рок-н-Ролл мёртв» вполне могла войти в альбом «Табу» 1982 г. (и органично бы там смотрелась), но вошла в следующий релиз — «Радио Африка» (1983).

Похожие заявления об исчерпанности жанра были не в новинку. Ещё в 1972 г. герой Дэвида Боуи — Зигги Стардаст спел о рок-н-ролльном самоубийстве, а Ян Андерсон из JETHRO TULL заявлял, что «он слишком стар для рок-н-ролла», но молод, чтобы умереть». А спустя годы фразу «Rock is dead» повторит вслед за БГ Мэрилин Мэнсон.

БГ:
«Любой музыкальный стиль следующим поколением должен быть поставлен на рога и поиметь пинка, иначе культура зачахнет и умрёт».

Напоследок, стоит отметить, что «Рок-н-Ролл Мёртв» стал неиссякаемым кладезем цитат для других русских рокеров. См. «Те, кто нас любит, смотрят нам в след» (АЛИСА «Сумерки»), «Мужичок мёртв, а я ещё нет» (ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА «Вершки и Корешки»), «И если рок-н-ролл мёртв, то я — ещё как!» (НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ «Нет, ты понял») или циничное заявление Сергея Шнурова «Рок-н-Ролл Мёртв, а я н…я!».

Анекдот:
«БГ — не то, что Высоцкий. Напьется, бывало, Высоцкий и пишет: «Ой, где был я вчера, не найду днем с огнем, только помню, что стены с обоями». БГ-интеллигент с похмелья пишет: «Я помню было небо — я не помню где…».

Из интервью с БГ:
«- Так всё-таки: мёртв ли рок-н-ролл на самом деле?
— Это тайна. Пусть это остаётся тайной»

Joanna Stingray — Rock`n`Roll `s Dead

Joanna Stingray feat BG — Rock`n`Roll `s Dead (на крыше коммуналки Боба (ул.Софьи Перовской д.5))

Трилистник – Рок-н-ролл мёртв

Вячесла Бутусов – Рок-н-ролл мертв

Mujuice – Рок-н-ролл мёртв

Максим Леонидов — Рок-н-ролль мет (на иврите!)

С. Шнуров – Рок-н-ролл мертв, а я них…я

ПРОДОЛЖЕНИЕ БУДЕТ…

Автор: Сергей Курий
ноябрь 2013 г.

Хиты Бориса Гребенщикова и группы АКВАРИУМ, ч.1: история песен «25 к 10» (1978), «Железнодорожная Вода» (1981), «Электрический Пёс» (1981)

Хиты Бориса Гребенщикова и группы АКВАРИУМ, ч.2: история песен «Старик Козлодоев» (1981), «Мочалкин Блюз» (1981), «Десять Стрел» (1981-82), «Иванов» (1981-82)

См. также:

Раздел группы АКВАРИУМ на проекте «РОК-ПЕСНИ: толкование»