АГАТА КРИСТИ — «Viva, Kalman! (Белый Клоун)» (муз. и сл. — В. Самойлов)

Входит в альбом «Коварство и Любовь» (1989)

Поёт: В. Самойлов

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***

Имре Кальман (1882-1953) — венгерский композитор, мастер оперетты («Цыганский барон», «Сильва»,  «Принцесса цирка»).

.
***
Белый клоун
— цирковое амплуа; клоун, исполняющий роль изнеженного и манерного тихони — объект насмешек и издевок Рыжего клоуна.

.

***
Петр Май, из книги «АГАТА КРИСТИ — как всё начиналось», журнал «Урал» №9 2015:

Быстро дописывались и репетировались новые песни к основе программы «Второго фронта». Об истории создания одной стоит упомянуть особо — конечно же, это «Viva Кalman!» (или «Белый клоун»). Мало кто знает, что Вадик написал ее, находясь в отпуске за границей, в гостинице, где не было НИКАКИХ музыкальных инструментов, то есть практически в уме. Придуманные слова записал чуть ли ни на салфетке из ресторана. И мало того, что написал мелодию, гармонию и текст, так еще продумал всю аранжировку (кроме «опереточного» проигрыша — его позже придумал Глеб)!
Вадик вернулся из отпуска, и группа с ходу начала репетировать эту новую песню. Инструментал отработали довольно быстро, стали пробовать петь. И тут выяснилось, что тональность для пения высоковата — надо опускать гармонию песни минимум на тон. Гитаристам это было сделать довольно легко, барабанщику вообще всё равно — а вот Саше за клавишами пришлось туго. Дело в том, что цифровых клавишных инструментов у группы тогда еще не было, использовались аналоговые клавиши — это сегодня можно перестроить клавиатуру одним нажатием кнопки, а тогда всё было по-честному. Но недаром мы отмечали, что в нужные моменты Саша мог концентрироваться и чуть ли не чудеса творить — к концу репетиции все уже и забыли, что клавишник играет в другой тональности.

.

***
Из интервью с Г. Самойловым, DVD «Эпилог», 2010:

— А какое отношение вообще имеет Кальман к монстру-клоуну?

— Ну, вообще история этой песни очень длинная. Музыку к ней придумал Вадик, кроме одного места (напевает опереточный проигрыш) — это придумал я. Я в то время… не то, что любил… а меня привлекала оперетта, как напыщенный, очень манерный и совершенно неестественный жанр. В таком же оперетточном духе мы с Вадиком придумывали, о чем эта песня будет. Потом он это воплотил в стихи. И поскольку вот так всё получилось, а король оперетты — Кальман, поэтому песня начинается с крика «Вива, Кальман!».

.

***
Из интервью с В. Самойловым, DVD «Эпилог», 2010:

…- В тот период времени, когда рок ассоциировался с социальной лирикой, вы же дебютировали песней о клоуне-монстре…

— Знаешь, социальная тематика у нас тоже просквозила — в самом самом раннем (этапе)… Эти песни даже нигде не записаны, не вошли ни в один альбом. Буквально их там 2-3 песни какие-то были. Как сейчас помню одна песня была такая: «Наша правда пахнет водкой…».
И на эту тему даже есть анекдотическая ситуация. Тогдашнему нашему барабанщику — Пете Маю — мы какую-то очередную песню показали ему, что-то вроде «Вива, Кальман!» — виньеточно-оперетточное. И Петя так глаза удивленно (сделал) и сказал: «А против чего она направлена, эта композиция?»
Ну вообщем быстро мы это перепрыгнули. Произошла уже эта «революция» к тому времени. Но, видимо, было еще какое-то интуитивное понимание того, что мир, который вокруг нас — это еще не весь мир. Есть еще мир внутри нас, и, видимо, нам было изначально интересно копаться именно в этом мире. И я до сих пор уверен, что это самое интересное занятие, которое художник может себе позволить.

.
***
Из интервью Вадима и Глеба Самойловых на «Нашем радио» в передаче «Летопись», 07.09.2003.:

Вадим: «Viva Kalman!» — одна из редких песен, которые появляются молниеносно, т.е. буквально я проснулся, у меня в голове она была проиграна, и я ее записал в ноты. А потом Глеб переложил просто уже, так сказать, сценарий текста, который я, как мог, озвучил.

Глеб: Но еще до этого существовал этот проигрыш — из другой моей песни, которая не прижилась. А Вадик изъял его и вставил в свое произведение очень органично.

Вадим: С клипом очень долго все происходило и весело. Я так понимаю, что сценарий внятно никто не представлял себе. Режиссер клипа Андрей Разбаш, который сейчас президент компании ВИД, тогда еще был одним из запускающих режиссеров на программе «Взгляд». И вот как раз в этот момент он становился из выпускающего режиссера президентом телекомпании, поэтому монтаж клипа происходил очень долго, ему было не до того, потому что начались какие-то поездки. Помню, часть эпизодов мы снимали в квартире его родителей на Беговой, там же недалеко был какой-то разрушенный цирк, там тоже съемки были. Что-то там из жизни героя циркового.
Я, наверно, больше все же «Летучую мышь» ассоциирую, когда «оперетта» говорят. Причем не просто в музыкальном смысле, а прямо лицо Соломина мне на экране видится, в киноверсии. Да, у меня оперетта со Штраусом ассоциируется, и почему «Вива Кальман» — я до сих пор не понимаю…

Глеб: Это я предложил…

Вадим: Меня оперетта раздражала всегда, потому что если это делать не изысканно, не очень профессионально с точки зрения классической музыки, то обесцениваются гротеск и фарс, которые должны присутствовать. А именно они нам и нравились. Поэтому мы, с одной стороны, придирчивы к этому жанру и к исполнителям, с другой стороны, сами пытались влезть туда.

Глеб: Это такая кичуха высокая. Это пошлость, это кич, но он очень ярко и грубо выражает эмоции, причем ненатуральные В общем, цирковое искусство. В принципе, весь имидж «Агаты Кристи» тех времен, как музыкальный, так и визуальный, как раз соответствовал вот этому издевательскому использованию оперетты как краски, как образа жизни.

.

***
Вадим Самойлов: Жизнь в 10 песнях
7 Апреля 2016
http://www.rollingstone.ru/music/interview/22882.html

«Это песня с дебютного альбома, который был записан на пластинке, и уникальность ее в том, что вот услышишь ее во сне и потом приходишь на репетицию и с коллегами ее делаешь, и она точно такой и получается, как во сне. Потом мы уже вместе поняли, о чем она будет, а поскольку «АК» тогда пела такие памфлеты о странных героях — всяких одушевленных столах, тумбочках и неодушевленных людях, то вот такой странный образ клоуна, который сначала всех веселит, а потом всех убивает, — для нас это было актуально. Ну, в любом случае, уникальность этой песни в том, что редко когда замысел, который ты слышишь где-то в голове далеко, потом воплощается на сто процентов с такой скоростью. В этом случае она у меня со всеми проигрышами, со всеми, так сказать, характерами приснилась, и буквально я ее на следующей репетиции показал, и все случилось. В общем, вот такая странная юношеская история. В юности такие вещи происходят чаще, чем в более зрелом возрасте».

.

***
Из интервью с В. Самойловым, 2005:

— Вы помните, какая, именно песня вашей группы впервые прозвучала на ТВ?

— «Вива, Кальман!» в передаче «Игра в детектив», которую вели Евстигнеев и Ярмольник в 1988 или 1989 году. Это была съемка с московского фестиваля «СыРок». А в эфир её поставила Марина Лозовая, тогдашний музредактор «Взгляда».

.

***
На песню «Viva, Kalman!» был также снят клип, режиссёром которого стал Андрей Разбаш и программа «Взгляд».


«Viva, Kalman» и «Пантера» — Фестиваль «Ступень к Парнасу» 1989 год

Viva Kalman! (1991)

_______________________________________________________________________

Текст песни «Viva, Kalman (Белый Клоун)»:

Пегой луной наступает вечер
Лысый швейцар зажигает свечи
Пудрится цирк в ожиданье встреч
С голодною толпой
И через миг на арене алой
Вырастет мир на утеху зала
Белый маньяк затрясет устало
Битой головой

Белый клоун белый мученик
Ради смеха пьяно-жгучего
Будет издеваться над собой
Вечером здесь у него заботы
Ведь униженье — его работа
Но посмеется последним наш
Невидимый герой

Но в час когда полночь погасит краски
Бывший Пьеро поменяет маску
Новый из тех кто над ним смеялся
Превратится в гной
Клоун не зря помнит эти лица
Вечером шут а теперь убийца
В душном трактире он отрешится
С пьяною ордой

В кабаке с визгливой скрипкой
За столом от грязи липким
Будет хохотать он сатаной
Завтра опять у него заботы
Ведь униженье — его работа
Но посмеется последним наш
Невидимый герой

Кто изгибал на арене спину
Тот испытал что такое сила
Пой же цыган зажигай-ка милый
Белую ты кровь

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на страницу группы АГАТА КРИСТИ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АГАТА КРИСТИ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АГАТА КРИСТИ по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий