АГАТА КРИСТИ — история альбома «Триллер, часть 1» (2004)

2004 - Агата Кристи -Триллер - 3

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Кто Украл Мою Звезду
(Г. Самойлов)

2. Немного Земли
(Г. Самойлов)

3. В Интересах Революции
(В. Самойлов, Г. Самойлов — Г. Самойлов)

4. Триллер
(Г. Самойлов)

5. Любовь Идет На Дело
(Г. Самойлов)

6. Kill Love
(Г. Самойлов)

7. Днем и Ночью
(Г. Самойлов)

8. Садо-Мазо
(Г. Самойлов)

9. Порвали Мечту
(Г. Самойлов)

10. Пока-Пока
(В. Самойлов — В. Самойлов, Г. Самойлов)

11. Звездочет
(Г. Самойлов)

2004 - Агата Кристи -Триллер - 1в

Вадим Самойлов — вокал, гитары, бас-гитара, клавишные
Глеб Самойлов — вокал, бас-гитара, гитары, клавишные

звукорежиссёр — В. Самойлов

Запись и микс — «АГАТА КРИСТИ BAZA-Studio», февраль-октябрь 2004г.
Издан на собственном лейбле «Agata Kristi» в ноябре 2004 года.
В 2008 году переиздан с двумя бонус-треками: «Весёлый мир» и «Звездочёт» (Depressive Robot Version 2006).
Переиздан на виниловой пластинке фирмой «Бомба Мьюзик» в 2014 году.

Переиздание 2008 г.:

2004 - Агата Кристи -Триллер - 1a

2004 - Агата Кристи -Триллер - 1b

* * *

***
Из интервью с Глебом Самойловым,
«Московский комсомолец» №47, 1 марта 2002 год:

— Уже год как с вами нет Саши Козлова, и создается впечатление, что коллектив расклеился. Это так?

Глеб: Первые полгода после смерти Саши концерты нам давались очень тяжело. Было ощущение, будто исчезло что-то очень важное. Но группа героически выстояла, и если раньше мы играли с ощущением, что Саши с нами нет, то теперь мы чувствуем, что он с нами и поддерживает нас.

— Очень обнадеживающее ощущение, но впечатление, что коллектив все еще переживает период глубокой стангнации, очень стойкое…

Глеб: Нам не хватает третейского судьи между Вадиком и мной. Саша в творческом смысле выполнял в группе именно эту роль, и в спорах по поводу концепции альбома или песен. Я всегда рассчитывал на человека, с которым можно объединиться. А сейчас вот мы с Вадиком иногда просто не знаем, что дальше.

— И как же с этим быть?

Глеб: Речь идет о том, чтобы в течение года записать новый альбом. Наверное, впервые придется обойтись без жесткого отбора песен — просто каждый напишет то, что напишет. Будем друг другу помогать, невзирая на то, нравиться песня или нет. Конечно, получается кто во что горазд, но будем надеяться но общее мышление, которое, по идее, должно уже выработаться за 14 лет, проведенных вместе.

— Какие-то результаты этого «общего мышления» уже проявляются?

Глеб: — Это можно будет сказать, когда напишутся хотя бы три-четыре песни, а сейчас почти ничего нет. Есть какие-то наброски и одна более-менее законченная песня у Вадика. Точно знаем только, то что анализ нашего депрессивного состояния окончательно завершен. Альбом «Майн Кайф?» исчерпал эту тему. Мы поняли, что записали самую мрачную пластинку группы, и больше стонать о своих болячках нет сил и неинтересно. Хочется чего-то, если и не жизнеутверждающего, то по крайне мере жизнезащитного.

— Вот и сенсация! «Агата Кристи» затеяла вымучить из себя лучезарный позитив?

Глеб: Быть позитивными у нас просто не получиться. Мы, наверное, еще не настолько профессиональные лицемеры, чтобы писать песни в до мажоре, а чувствовать при этом совсем другое. Музыка все равно передаст наше исконное состояние.

aleksandr_kozlov_2000_agata
Александр Козлов.

***
Интервью с В. Самойловым, «МК», 2004:
http://www.openmusic.ru/articles-respond-interview/0028-agata_kristi/index.shtml

— Пластинка-то вышла после огромного перерыва. Аж с 2000 года наглухо молчали.

— Не было желания ничего писать. Смерть Саши (клавишник “Агаты Кристи” Александр Козлов умер от сердечного приступа в 2001 году) была очень сильным ударом. Раньше мы сочиняли втроем. И это очень удачная формула: композиторское трио. Все тянули в разные стороны, споры решались голосованием. Когда мы остались вдвоем, не сразу собрались с духом как-то начать работать.

— Так и не решились взять в группу нового клавишника?

— Клавиши забиты в компьютер. Присутствием двух солистов на сцене это вполне компенсируется. Мы с Сашей были с детства. Учились вместе в школе. Само собой разумеется, что на его месте в группе никто никогда не сможет быть.

— “Kill Love” и “Порвали мечту” — самые яркие песни альбома — мне показались отблеском “Позорной звезды”, вашей лучшей пластинки. Очень трогательные вещи.

— Мы, конечно, навставляли сюда своих любимых ходов. Но уже с нынешних позиций. Этот альбом для нас прежде всего возвращение в табель о рангах. Понимаешь, не хотелось трясти песком из задницы, хотелось что-то новое из себя вытащить. И оно нашлось.

— Заметна очень мода на 80-е.

— Так мы специально всяких аналоговых синтезаторов понакупили для этого. Что-то есть от киберпанка и от синти-попа.

— То есть по-любому “Триллер” не рок-альбом?

— Получилась выигрышная смесь грозного тяжелого современного звука и старомодной электроники. Скорее в стиле Алексея Рыбникова, чем в стиле “Prodigy”.

— Эти четыре года вы были в состоянии развала, получается?

— Мы были в коме. Ладно четыре года молчания — концерты-то были. Но когда такая череда клубных беспонтовых выступлений с одними и теми же фанатами, одними и теми же песнями, от которых уже тошнит, — это сподвигает. И мы с Глебом решили наладить отношения, убедили друг друга, что надо начать работать.

aleksandr_kozlov_mogila_2003
Вадим Самойлов на могиле Александра Козлова.

Асбест. 14.01.2003.

***
Из интервью с Глебом и Вадимом Самойловыми, декабрь 2004 г.:

— Иногда так бывает, что предварительно в альбом набирается больше песен, чем потом остается в нем. Название «Триллер. Часть 1» означает, что будет вторая часть, в которую войдут не вошедшие в первый альбом песни?

Глеб: Именно так. Основу второй части составят те песни, которые не вошли в первую часть, но мы очень надеялись сочинить еще новые песни, потому что просто разбивать альбом на две части было бы скучно.

Вадим: То есть они не вошли не по той причине, что не подходят, а потому, что уже появилась совокупность готовых песен, и именно их и хотелось записать. Так что мы решили подвести черту, оставив часть для последующей работы.

Глеб: С другой стороны, поскольку они все-таки сделаны более-менее в одном настроении, в одном звуке, то это не был бы новый альбом группы «Агаты Кристи», он должен стать продолжением первого.

2004 - Агата Кристи -Триллер - 5

***
Из интервью с В. Самойловым, «Ровесник» №10, 2005:

— Перейдем ко второй части «Триллера». Почему вы решили разбить диск на две части?

— Когда мы придумывали песни для «Триллера», получилось порядка 22 заготовок, и встала дилемма: выпустить 2 коротких альбома из 11-12 песен или длинный диск. Мы посчитали, что в длинных альбомах, в нынешней ситуации восприятия музыки, смысла нет. Каждая наша песня — своего рода спектакль, а длинный альбом не даст расслышать все песни, поэтому впечатление будет смазанным. Для второй части у нас есть уже полностью готовые песни, есть частично готовые, а на сладкое мы оставили досочинение некоторых песен прямо в студии. Вообще, у нас в процессе записи альбома почти всегда появляются новые песни, и многие из них становятся «золотым фондом» группы.

2004 - Агата Кристи -Триллер - 4

***
Из интервью с Г. и В. Самойловыми, КМ РУ, 03.01.2005:
http://www.km.ru/music/82b4552934a843ea8d1b48935be2730d

КМ РУ: Банальный вопрос – а почему, кстати, «Триллер»? Нет ли тут ассоциаций с Майклом Джексоном?

ВС: Конечно же были!! Мы даже усмехнулись, когда приняли решение назвать альбом «Триллер». А вообще возникло это по одноимённой песни, где прямо использовалось словосочетание «молодёжный триллер». Эта песня начинается со слов «Помнишь, это было прошлым летом», то есть, вполне в духе триллера. А потом строчка из песни ушла, а название сохранилось.

KM РУ: Имеет ли альбом «Триллер» какой-то единый концептуальный стержень?

ГС: Наверное этот стержень есть. Как бы это вербализовать-то (смеётся).

ВС: В любом случае, это – сегодняшний взгляд на жизнь какого-то лирического героя. В этом смысле альбом весьма стройный и цельный. Герой смотрит на себя, на людей, на какие-то события и даёт, если не оценку, то какие-то связанные с этим впечатления. Концептуальность заключается именно в том, что это – взгляд одного героя.

КМ РУ: А то, что альбом распадается на две части – это чисто из-за количества песен?

ГС: Прежде всего, да хотя отличаться по смыслу эти части тоже будут. Когда сочинилось где-то около 20-ти песен, не захотелось нам выпускать двойной альбом, не хотелось размывать впечатление. Мы заметили, что из всех альбомов самыми боевыми и лаконичными у нас получались те, что длятся минут по 40 («Позорная Звезда» и т. д.). И потом – мы же не то, что всё записали, а потом разделили на 2 части. Нет, мы просто в определённый момент остановились – и решили довести запись этих 11-ти песен до ума. А в настоящий момент у нас есть полностью готовые, но не записанные песни (примерно 6-8). Но нам интересней то, что остальной материал мы рассчитываем сочинить. А почему мы решили делать один альбом в двух частях… Потому что звуковая картина, которую мы нашли, она будет в обеих частях примерно одной и той же. Да и, по большому счёту, лирический герой будет одним и тем же. В этот же период времени.

КМ РУ: А какая-то единая музыкальная канва, скрепляющая песни, в «Триллере» присутствует? Скажем, в «Майн кайф» таким цементирующим моментом были произведения Шнитке…

ВС: Здесь тоже это есть. Получилось очень интересно: в альбоме присутствует много отголосков саунда 70-х. Это проявляется не только в звуках аналоговых синтезаторов, но и в самом построении песен. В аранжировках есть какая-то аскетичность и простота и какая-то гламурность. Ту же самую линию мы намерены продолжить и во второй части.

КМ РУ: «Триллер» вы издали своими силами?

ВС: У нас есть сотрудничество с сетью «Мьюзик-Трейд», которая его распространяет. А выпустили мы его, в принципе, сами. Мы просто не нашли такую фирму, которая его взялась бы выпускать и распространять. Мы столкнулись с определённой необюрократией в искусстве – это менеджеры лейблов. Чтобы с ними окончательно не разрушить отношения, мы решили плюнуть на них и определять самим, что раскручивать, на какую песню снимать клип и т. д. Надо тратить деньги на себя. По большому счёту, у нас всегда были проблемы с попытками продюсирования творческой части.

КМ РУ: А в плане пропаганды «Триллера» не вредит то, что он выпущен не на крупном лейбле?

ГС: Конечно, сложности есть. Но если бы мы ждали, когда какой-нибудь лейбл возьмётся его выпускать, мы бы вообще, наверное не издали бы диск. На такую стену наткнулись!

ВС: В нашей стране немало примеров, когда альбом какой-нибудь группы вообще не раскручивается, но его массово покупают. Поэтому мы решили выпустить альбом, чтобы он дошёл всё-таки до людей, сделать какую-то кампанию в прессе, чтобы все узнали, что у нас есть эта работа. Далее будем планомерно пробивать телевизионные радио-барьеры. Отчасти это уже у нас получается. То есть диск-то мы издали, но потом, минимум, в течение одного года будем его преподносить: снимать клипы, возить на радио…

КМ РУ: На «Триллере» присутствует только один логотип — эмблема «Нашего Радио». Это единственная контора, которая не ставит вам никаких ограничений?

ВС: Нет, просто с «Нашим Радио» у нас давнишние отношения. Мы давно уже находимся у них в базе, они признали, что наши песни составляют золотой фонд русского рока. И, естественно, от них исходило предложение сделать нам премьеру.

ГС: Песня «В интересах революции» начала раскручиваться исключительно по инициативе «Нашего Радио».

КМ РУ: У вас не было с «НР» проблем, как, скажем, у группы «Алиса» с диском «Солнцеворот», когда его не взяли в ротацию из-за свастики на обложке.

ВС: У нас были аналогичные проблемы с диском «Майн Кайф» — в силу названия и других причин.

agata_kristi_triller_02

***
Вадим Самойлов:

Когда мы приступили к записи, то в работу попало больше двадцати песен. И когда сделали уже порядка шестнадцати заготовок, то поняли, что все вещи очень разнообразны, и каждая из них представляет собой емкую картинку. Поскольку альбом — череда ярких картинок, мы решили не делать их слишком много, чтобы сохранить впечатления на протяжении всей пластинки и чтобы слушатель дослушав диск до конца, помнил первую песню. Длинные концептуальные работы имеют свой минус — их мало кто слушает целиком. Поэтому половину материала мы отложили на вторую часть альбома «Триллер». Она будет выдержана в том же ключе, что и первая. На десерт мы себе оставили возможность сочинить еще пару свежих песен. Очень уж нравится нам этот процесс. Что касается уже изданной пластинки, то мы сами выступили в качестве лейбла. Сами составили бюджет и теперь решаем, на какие песни делать клипы и сколько тратить денег на съемки. Тому есть веские причины. Мы всегда сталкивались с тем, что наши песни встречают очень неоднозначно и противоречиво. Настолько сильно они отличаются от всего остального, что приходится постоянно доказывать, как должна складываться дальнейшая судьба альбома. Чтобы в очередной раз не нервничать, мы решили все взять в свои руки.

agata_kristi_triller_01b      agata_kristi_triller_01a

***
Из интервью с братьями Самойловыми, 17.12.2004:

— Означает ли название «Триллер. Часть 1» то, что вскоре последует продолжение?

Глеб Самойлов: Да. Дело в том, что когда мы писали этот альбом, у нас очень много композиций сочинилось, и когда пришло время решать, какие песни записывать, мы вместо того чтобы выпускать двойной альбом, решили сосредоточиться на тех одиннадцати песнях, которые были наиболее готовы.

Вадим Самойлов: Песни очень разнообразные, хотя они, безусловно, в одном почерке, одном знаменателе: по звуку, настроению, по интонации, по форме, в конце концов: у нас жесткая куплетно-припевная форма.

— Нет ли в названии ироничной параллели с одноименным альбомом Майкла Джексона?

Г.С.: Конечно, ирония есть. Понятно, что, называя этот альбом «Триллер», мы знали, что есть нечто похожее у… чернокожего певца.

.

***
«Наигрались в декаданс»,
“Time Out” № 5, декабрь 2004 г.:
http://www.timeout.ru/msk/feature/1356

“Мы дошли до кульминации — и в нашей эстетике, и в жизни, — говорит Глеб Самойлов. — Все было взаимосвязано. С одной стороны, песни отражали состояние души. С другой — они же его и диктовали„. “Опасная игра, — добавляет Вадим . — И тем не менее мы ее сами выбрали. А потом выбрали жить„.

“Самые мрачные песни в нашей истории мы уже записали„, — Глеб Самойлов снова наливает в стакан минеральной воды. Оба брата выглядят значительно бодрее, чем бывало за последние пять лет. Пьют минералку и курят, сбавив обороты (одна сигарета за полчаса). Делюсь наблюдениями: альбом „Триллер“ на фоне их творчества последних лет звучит жизнеутверждающе. “Ну, насколько это вообще можно сказать про нас„, — уточняет Глеб. “После того как умер Саша Козлов, мы очень долго восстанавливались, — говорит Вадим. — Не понимали, как будем сочинять, как теперь функционировать группе. Много времени ушло на то, чтобы появились силы по-новому взглянуть на жизнь, на музыку, на себя. И начать все сначала„.

Альбом „Триллер“ записывали с февраля по октябрь 2004-го, на собственной студии на Южной. Писали вдвоем, даже без техников. После долгих поисков подходящей рекорд-компании решили выпускать пластинку самостоятельно: теперь они сами себе лейбл и сами себе продюсеры, осуществляющие сверхзадачу — выйти из сумрака. Сами организовывают и устраивают презентации альбома в Екатеринбурге, Питере и Москве. Столице готовят сюрприз — 17 декабря собираются выйти на сцену впятером. Одним из „людей икс“ наверняка будет барабанщик Андрей Котов, в последнее время существующий как-то сам по себе, отдельно от группы, как сессионный музыкант. Он не принимал участия в создании альбома, не ходит с группой на интервью, и вообще несколько лет назад уехал жить в Ригу.
Так что теперь „Агата Кристи“ — это Самойлов и Самойлов. Братья, которых раньше часто путали внешне (теперь Глеб носит ирокез, а Вадим — длинные волосы, так что обознаться невозможно), стали „единым целым“, достигнув поразительного духовного единения. “Раньше мы работали на антитезе, каждый гнул свое. А теперь — просто перестали спорить. Больше доверяем друг другу. Теперь у нас меньше личных амбиций внутри коллектива„.

…С детским восторгом братья Самойловы переключаются на обсуждение хит-парада „Чартова Дюжина“ на „Нашем Радио“, где „группа “Агата Кристи“ вышла на первое место, оттеснив на второе группу „Агата Кристи“ (треки „Триллер“ и „В интересах революции“ делили первые места несколько недель).

agata_kristi_triller_03

***
Интервью, «Time Out» №7. 20-26.02.2006.:

— О вашем последнем альбоме, «Триллер. Часть 1», многие рецензенты с удовольствием отозвались в том смысле, что «Агата Кристи» возвращается к корням. А как вы сами можете отозваться о вашей работе — все-таки, уже прошло некоторое время с его выхода.

Вадим: Когда мы его писали, никакого возвращения к корням мы не ощущали. Хотя сейчас, по прошествии времени, такую оценку можно объяснить. В нем можно обнаружить отголоски всех стилей, которые мы когда-либо использовали. Но лично для нас это — шаг вперед, развитие, а не изучение прошлого.
— К тому же это для нас было первым опытом работы вдвоем, без Саши Козлова. Нам пришлось выработать совершенно новый способ работы. Если раньше мы могли ожесточенно спорить, и все вопросы решались голосованием, то теперь, как бы мы не обсуждали то, что мы делаем, окончательное слово всегда за тем человеком, кто это придумал, за автором.

.

***
Из интервью с Глебом и Вадимом Самойловыми, 08.06.2005, NEWSmusic.ru:

— Прошло полгода после выхода «Триллера». Но нет ощущения, что эту отличную пластинку востребовали и распробовали широкие массы.

— В этом для нас ничего неожиданного нет. Часто бывало, когда мы записывали очень знаковые для нас альбомы — и сталкивались с тем, что мало людей их сразу безоговорочно принимают. Вероятно, должно пройти какое-то накопление ощущения. Но большое количество коллег по цеху нас поздравило, и многие назвали «Триллер» лучшим альбомом 2004 года.

— Ну мне вот Земфира первая показала ваши новые песни, очень тронувшие…

— И Илья Лагутенко сказал, что альбом — главное музыкальное событие прошлого года, группа «Ария» была очень рада этой пластинке, и группа «Ва-Банк», еще, допустим, Илья Кормильцев, который ругал нас очень сильно в свое время…

— М-да… Разные все люди-то…

— Мы получили удовольствие от такой реакции и удовольствие от того, как мы эти песни сделали. Ну а дорога к массмедиа, которые, как известно, у нас весьма корпоративны, выходит более долгая. И мы сейчас находимся в ожидании, когда же они нас распробуют. Думается, у нас лишь сейчас начнется волна принятия альбома людьми, которые сильно повлияют на его судьбу.

.

***
Из книги Дмитрия Карасюка «АГАТА КРИСТИ. Чёрные сказки белой зимы» (2018):
https://ast.ru/book/agata-kristi-chernye-skazki-beloy-zimy-836318/

… новые песни «Агаты» заметно отличались от прежних политической провокативностью и обилием разговорных словечек. «Почему бы не позволить себе изъясняться в пластинке тем языком, которым мы язвительно шутим между собой? – недоумевал Вадим. – Да, это отчасти провокация, но ничего запредельного там нет». Глеб высказывался более категорично: «Главное, что я ненавижу в этой жизни – «политкорректность». Творчество группы «Агата Кристи» и моё собственное, каким бы там попсовым или роковым его ни обзывать, – оно всегда будет провокационным».

…Во время этих революционных разборок ещё не вышедший альбом представляли в эфире под названием «Убитая любовь». Имя «Триллер» он получил чуть позже, и тогда же к названию добавилось уточнение «Часть I».

…28 ноября на концерте в екатеринбургском «Космосе» были проданы первые компакт-диски «Триллера». На следующее утро «Агата Кристи» столкнулась с реалиями XXI века: за ночь все новые песни появились в Сети и активно скачивались фанатами. Ещё через несколько дней по всей России продавались пиратские копии «Триллера».


___________________________________

<<< Вернуться на страницу группы АГАТА КРИСТИ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АГАТА КРИСТИ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АГАТА КРИСТИ по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий