Рок-толкование песен группы АГАТА КРИСТИ — история альбома «Коварство и Любовь» (1989)

1989-Агата-Кристи-Коварство-и-любовь-1

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Инспектор По…
(А. Козлов, В. Самойлов — В. Самойлов)

2. Viva Kalman!
(В. Самойлов)

3. Африканка
(В. Самойлов — Г. Самойлов)

4. Сытая свинья
(Г. Самойлов)

5. Танго с Дельтапланом
(А. Козлов — В. Самойлов, Г. Самойлов)

6. Праздник семьи
(Г. Самойлов)

7. Собачье сердце
(Г. Самойлов — М. Булгаков)

8. Аллергия
(В. Самойлов — А. и Б. Стругацкие)

9. Канкан
(В. Самойлов, Г. Самойлов)

10.Холодная любовь
(А. Козлов, В. Самойлов, Г. Самойлов — Г. Самойлов)

11.Пантера
(В. Самойлов)

12.Кондуктор
(Г. Самойлов — В. Самойлов, Г. Самойлов)

13.Viva!
(В. Самойлов)

14.Бесса мэ
(Г. Самойлов)

1989-Агата-Кристи-Коварство-и-любовь-2

Вадим Самойлов — вокал, гитара, клавишные
Глеб Самойлов — вокал, бас-гитара, клавишные
Александр Козлов — клавишные
Альберт Потапкин — ударные

программирование — В. Самойлов
звукорежиссёры — В. Самойлов, А. Кузнецов
запись — «Студия 8», г. Свердловск 1989г.

1989-Агата-Кристи-Коварство-и-любовь-3

Переиздание 2008 г.:

1989-Агата-Кристи-Коварство-и-любовь-4a

1989-Агата-Кристи-Коварство-и-любовь-4b

1989-Агата-Кристи-Коварство-и-любовь-5

1989-Агата-Кристи-Коварство-и-любовь-6

* * *

«Коварство и любовь»пьеса немецкого романтика Ф. Шиллера — история трагической любви двух молодых людей разного социального положения — аристократа и мещанки, которых по праву можно назвать немецкими Ромео и Джульеттой.

 

***
Петр Май:

Интенсивное написание новых песен, совершенно новых, которые и составили в дальнейшем альбом «Коварство и любовь» (кроме «Пантеры» и еще нескольких), шло в период, когда мы начали вдруг ездить на концерты.

 

***
Вадим Самойлов:

Я думаю, что присутствовало некоторое напряжение среди коллег по цеху из-за наших успехов. В Питере мы ни с кем, кроме Борзыкина, знакомы не были. Там прошел слух, что есть крутая группа «Агата Кристи», и когда люди слушали студийные записи, они не могли понять, что же здесь клевого. А на концерты приходили — вроде бы да, круто. То есть, такое противоречивое отношение было изначально. У нас же присутствовали рок-гитары, все ждали от нас чего-то более жесткого, и однажды написали, что мы — «Cure» отечественного производства. Было и неприятие нашими (свердловскими) музыкантами — «Апрельский марш» дулся на нас. «Чайф» до сих пор дуется. Они же придерживаются сугубо традиционной школы — там, пожалуй, только Антон (Нифантьев) продвинут по части современной музыки, он всегда с нами дружил. Ну, а от Шахрина с другими чего ждать? Любят они классический рок-н-ролл, ну и флаг им в руки.

 

***
Глеб Самойлов:

В 1989 году мы сделали магнитофонную запись альбома, он назывался «Коварство и любовь», но он не распространялся нигде, потом мы его переписали, включили какие-то другие песни, какие-то выкинули… Запись еще была очень хреновая. Тогда в Свердловске впервые появилась цифровая студия, и на нас ее пробовали. В общем, получился кастрированный звук и выхолощенная музыка. Мне очень не нравилось. Потом, уже в 90-м году, в рок-клуб от «Мелодии» поступило предложение записать альбом тамошних групп, и мы его переписали. Выпустил эту пластинку в результате, в связи с распадом «Мелодии», «Синтез».

Виниловая пластинка:

1989-Агата-Кристи-Коварство-и-любовь-винил1

1989-Агата-Кристи-Коварство-и-любовь-винил2

***
Александр Козлов:

Мы записали «Коварство и любовь», первый вариант — вот он как раз был наш самый свердловский альбом — с массой клавишных, в симфонической форме… пафосный симфонизм. В свердловской тусовке он вызвал почти восторженное отношение, а вот в Москве и в Питере его посчитали интеллектуальной попсой — в том смысле, что очень много красивостей, гармонизмов, мелизмов и клавиш, чтобы это было настоящим рок-н-роллом. 
Концертов было достаточно много, и отношение со стороны питерско-московской тусовки нас особо не волновало, хотя определенная ревность была, потому что все равно они считались лидерами в рок-н-ролльном деле, и непризнание ими нас и небрежное отношение как-то задевали.
Но было четкое убеждение, что ни в коем случае в угоду им мы не будем делать подобие их музыки. «Алиса» долгое время была мерилом качества и стандарта рок-н-ролла того времени, братья просто были поглощены этой музыкой, но сами писали совершенно другие вещи. И дискомфорт и диссонанс между тем, что мы делаем, и тем, что казалось тогда модным, прогрессивным, своевременным, вот он все равно нас ломал. Становилось стыдновато из-за обилия всего этого симфонизма.
Очевидно, все-таки это подспудно заставило нас внутренне перестроиться. Ощущение того, что издавать эти симфонические рыки немодно и непрогрессивно, оно происходило в каждом отдельно и достаточно болезненно. В особенности для Вадика Самойлова, который вырос на этом, любил это, и, по-моему, хотел продолжать в том же духе. Но, все-таки, в спорах между нами под влиянием общественного мнения появилась идея, что надо делать более камерное звучание, более рок-н-ролльную атмосферу, более душевный саунд.

 

***
Петр Май

Потом был мой выход из команды, связанный с тем, что Вадик, может быть, хотел поработать с другими музыкантами, хотел нового творческого импульса… Инициатива исходила от него. Он захотел вернуть в команду Потапкина. Я сильно упираться не стал.

 .

***
Г. Самойлов:

1989 — год нашей «мини-раскрутки». Мы выпустили альбом «Коварство и любовь», был успех с этой программой на фестивале Свердловского рок-клуба и первые удачные выступления в Москве — на фестивалях «Сырок», «Интершанс», «Ступень к Парнасу». «Агата» появлялась на Центральном телевидении. Программа «Чертово колесо» (была когда-то такая передача на Российском ТВ) сняла нам первый клип — «Наша правда». Съемки прошли в музее им. Ленинского комсомола города Свердловска.
К своему стыду и сожалению, имени режиссера не могу вспомнить. Потом был клип «Вива, Кальман!», снятый силами программы «Взгляд». Режиссером был Андрей Разбаш — огромное ему за это спасибо. И такое же спасибо Марине Лозовой, музыкальному редактору тогдашнего «Взгляда», которая абсолютно бескорыстно «толкала» нас во все передачи.

.

***
Из интервью с В. Самойловым,  «Молодой Дальневосточник», 01.06.1991:

— В конце 89-го в «МД» был напечатан большой материал о вас, поэтому об истории группы и т. д. спрашивать не буду. Единственное — произошли ли какие-то изменения за это время?

— Да, произошли. В 89-м… Тогда мы все работали, и встал вопрос о том, что совмещать больше нельзя, даже просто числиться. У меня работа была вообще — не бей лежачего — инженер на кафедре. Саша Козлов, наш клавишник, работал аспирантом кафедры в мединституте, Глеб (младший брат Вадима. — А. Е.) вообще был безработным. И только Петя Май работал в научно-исследовательском институте. У него были серьезные планы на кандидатскую диссертацию, к тому же тогда родилась дочь, и когда пришло время выбирать, выбор пал не на музыку. Это одна из причин. Во-вторых, к тому времени должен был прийти из армии Алик Потапкин, барабанщик, с которым мы начинали (он у нас и у НАУТИЛУСА параллельно стучал). Мне с ним интересно было работать и хотелось поработать снова. В-третьих… Это сейчас у нас изменились представления о саунде группы, а тогда музыка наша была полифоничной, И идея второго клавишника давно витала в воздухе. А у того же Алика Потапкина был знакомый клавишник — Лева Шутылев (он работал во ФЛАГЕ). И как-то без особого выбора мы решили, что так и надо. Нас стало пятеро, и весь 90-й год мы проработали в том составе. Были свои плюсы, были свои минусы. Плюсы — то, что было записано на «Коварстве и любви», давалось в зал полностью, без каких-либо преуменьшений. Но, как ни странно, перевес этот клавишный создал какую-то попсовую окраску, исчезла шероховатость, которую мы хотели. Нам это стали ставить в вину, да мы и сами чувствовали, что что-то не так. Сейчас я думаю, что это было из-за плохого технического уровня — уровень синтезаторов, которые мы тогда имели, просто создавал не нужную палитру, а иллюзию того, что клавишей много и они давят.
Где-то летом 90-го года эта идея нас окончательно разочаровала. Мы остались вчетвером опять работать, с Аликом. Работали-работали и доработались до поездки в ФРГ и во Францию, успешно выступили там, особенно во Франции. Кстати, когда нас было пятеро, в этом составе мы выступали в Глазго, в Англии. Именно там выявились минусы, судя по оценкам. Оценки, в принципе, были неплохие, энергетику группы они оценили. Но вот, например, в «Таймс» написали, что нас можно отнести к помпез-року, а помпез-рок не очень-то любимый жанр, развлекательный. Хотя идея-то ставилась совсем другая…

… — У вас только что вышла пластинка «Коварство и любовь». Вы довольны ею?

— Конечно, мы все понимаем, что это такой ретроспективный вариант. Вообще-то речь о пластинке зашла еще в 89-м году, когда редактор Оля Глушкова предложила ее выпустить. И что-то не получалось — то запись нам не нравилась, то ситуация на «Мелодии» менялась странным образом. И только в прошлом году нам сказали — все заряжено, давайте запись. Ну а поскольку «Декаданс» еще не был закончен, решили выпустить старую запись, чтобы материал остался в качестве ретроспективного альбома.

— Чем вызвано отсутствие на пластинке двух вещей — «Пантера» и «Свинья»?

— Во-первых, тем, что на «Мелодии» в силу плохой пластмассы не делают узких дорожек, и потому cуществуют ограничения во времени — 35 минут. Если больше, то уже начинаются потери качества. А во-вторых, песня «Пантера» нам самим достаточно надоела, и мы решили добавить лучше новых. В пластинку вошли «Канкан», «Бессамэ» и «Кондуктор», которую мы даже на концертах не играем.

— То есть вы решили сами, никто ничего не указывал…

— Конечно. Сейчас хорошо то, что продюсерская работа полностью лежит на группе.

.
***
В.Самойлов:

Существует две версии альбома «Коварство и любовь». Первый раз мы записали его просто как очередной магнитоальбом (о пластинке мы тогда и не мечтали)… И где-то через полгода совершенно неожиданно студия «Синтез» предложила издать его на виниле. Поскольку запись была плохая, нам пришлось делать ее заново. Впервые у нас появилась возможность записать всё в нормальных условиях на Свердловской киностудии, и мы решили включить в «Коварство и любовь» несколько песен из «Второго фронта».

.
***
В.Самойлов, «Красная звезда» (г. Ясный Оренбургской области), 30.03.1991.:

После альбома «Второй фронт» у нас была большая пауза, и «Коварство…» стал итогом двух с половиной лет жизни и творчества группы. Мы писали его очень долго и очень трудно: в 1989 году сделали магнитофонную версию, а в 1990-м записали для выпуска диска на «Мелодии», Сложности были в сведении и записи всех партий на должном уровне, поэтому пришлось прибегнуть к помощи компьютеров. В этом и усмотрели «ревнители чистого рока» проявление какой-то «эстрадности звучания».

.
***
Из интервью Вадима и Глеба Самойловых, «Наше радио» передача «Летопись», 07.09.2003:

Вадим: — Это, наверно, самый бескорыстный альбом — бескорыстный, в смысле, что он неозадаченный, что из этого получится, в отличие от остальных всех. Потому что дальше уже были задачи, чтобы самим не повториться.

Глеб: — Песни, практически, были готовы еще до того, как мы пришли в студию, потому что это все составляло, так сказать, наш актив концертный. Мы это все играли на концертах. Придумывали, сочиняли, потом на концертах обыгрывали, поэтому у них такие, достаточно конкретные аранжировки, и разночтений в студии не вызывало.

Вадим: Саша Козлов бился за то, чтобы и альбом назвать «Холодная любовь», но мы героически сопротивлялись. Каждый внутри отыскивал какие-то аргументы прямо на уровне Сергея Эйзенштейна, то есть, содержательная часть названия была очень важна.

Глеб: Эстетский альбом, ироничный очень, вычурный… Как его еще назвать? Конечно «Коварство и любовь».

.
***
Из статьи М. Козырева, «Агата Кристи» — между небом и землей», журнал «ОМ», февраль 1998 г.:

В. Самойлов: — На нашем синтезаторе единственным приличным звуком был такой оркестрово-скрипичный, его-то и старались везде использовать. Очень не хотелось звучать по-совковому.

А. Козлов: — Отсюда, кстати, , — и возникло определение нашего стиля — этакой опереточной эстетики. Мы просто всегда отталкивались от звука.

.
***
А. Козлов:
Мы записали «Коварство и любовь», первый вариант — вот он как раз был наш самый свердловский альбом — с массой клавишных, в симфонической форме… пафосный симфонизм. В свердловской тусовке он вызвал почти восторженное отношение, а вот в Москве и в Питере его посчитали интеллектуальной попсой — в том смысле, что очень много красивостей, гармонизмов, мелизмов и клавиш, чтобы это было настоящим рок-н-роллом.

.

***
Из интервью с В. Самойловым,  «Зеркало», N2, 04.1992:

— Ваша популярность началась с альбома «Коварство и любовь». В нем много отрывков из классических произведений, — чем это было вызвано?

B.C.: Вся музыка в альбоме была написана нами, просто есть некоторая схожесть. Вообще-то вся программа была сделана под оперетту.

.

***
Глеб Самойлов:

Это была яркая, помпезная запись. Для обывателя гипертрофированно подавались эмоции, опереточные страсти. Это была игра. Начиная с этого альбома, долгое время главное в творчестве «Агаты Кристи» — противостояние массе путем издевательства над нею.

.

***
Тем, кому интересно предлагаем трэк-лист первой магнитоальбомной версии «Коварства и Любви». В таком виде она была послана на конкурс журнала «Аврора».

«Коварство и любовь» (магнитоальбом 1989):

1. Белый клоун.
2. Сытая свинья.
3. Африканка.
4. Пантера.
5. Герои.
6. Танго с дельтапланом.
7. Праздник советской семьи.
8. Холодная любовь.
9. Наша правда.
10. Инспектор по…
11. Кондуктор.
12. Крысы в белых перчатках.

Состав: В. Самойлов (вокал, гитара, клавиши), А. Козлов (клавиши), П. Май (барабаны), Г. Самойлов (бас, вокал), В. Алавацкий (бэк-вокал, программы). Записано в студии «Наутилус-Помпилиус».

Скачать первую — магнитоальбомную — версию альбома «Коварство и Любовь» можно здесь.

.

***
Петр Май, из книги «АГАТА КРИСТИ — как всё начиналось», журнал «Урал» №9 2015:

Запись альбома «Коварство и любовь». Ver. I

Расскажу вкратце о записи альбома, о котором все слышали, но так получилось, что которого целиком никто толком не слышал.
Одним из последствий удачного выступления на фестивале рок-клуба стало приглашение к сотрудничеству от известных свердловских рок-музыкантов, которые создали самую современную по тем временам звукозаписывающую студию. Наконец-то группа получила шанс записать свою музыку — целый новый альбом! — на самом современном уровне, без перезаписи на бытовых магнитофонах, без мытарства с поиском звука барабанов и т.д. Было решено опробовать совершенно иной технический уровень записи — электронные аранжировки, записанные в секвенсор14. Музыкальное программирование не представляло особой сложности для участников группы, которые имели музыкальное образование, да еще и были выпускниками радиофака. Но предварительная работа была проведена серьёзная — Пете пришлось вспомнить сольфеджио и расписать в нотной тетради все барабанные партии всех песен, остальным тоже пришлось доставать нотные тетради, пусть и не в таком объеме, но всё же…

Небольшой спор возник вокруг названия будущего альбома: в нём была новая песня «Холодная любовь», и половина группы была за то, чтобы и альбом назывался так же. Вторая половина настаивала, чтобы альбом назывался «Коварство и любовь» — а оппоненты возражали, что так называется популярное в те годы вино местного разлива. Но в конце концов решили, что группа названа по имени писательницы, а альбом пусть будет называться так же, как литературная трагедия Шиллера — опять же гротеск и мистика в названии альбома и в его музыке присутствовали.
Что касается песен, то решено было записать ту самую программу, которую исполняли на фестивале, — к давно исполняемым «Инспектору По» и «Пантере» из «Второго фронта» добавились новые: «Viva Кalman!», «Сытая свинья», «Африканка», «Герои», «Танго с дельтапланом» (сначала эта песня называлась «Кооперативное танго», но после пары выступлений текст решено было переписать, только припев остался неизменным), «Праздник советской семьи», «Холодная любовь», «Наша правда», «Кондуктор» и «Крысы в белых перчатках». Хорошо знающим дискографию группы читателям не составит труда заметить, что, кроме песен «Герои», «Наша правда» и «Крысы в белых перчатках», все остальные позднее вошли в грампластинку «Коварство и любовь». Вместе с позднее написанными песнями «Бесса мэ» «Собачье сердце», «Родной завод», а также традиционными «Гномами-каннибалами» это и была программа группы на фестивалях и концертах в этот период — с осени 1988 по лето 1989 г.

После того, как песни были записаны, сведены и собраны в альбом, возникло какое-то недопонимание между авторами, т.е. членами группы и владельцами студии. Группу результат не совсем устраивал — звучание было слишком электронным и резко различалось и с тем, как исполнялись эти песни на концертах, и со звучанием «Второго фронта» — тем более. Студийщики настаивали, что альбом получился хорошим и его надо опубликовывать, а не переделывать. В результате разногласий на студии остался оригинал сведения, т.е. «мастер», а группа запретила публикацию и продажу фирме «Мелодия» сделанной звукозаписи. Только несколько копий альбома на катушках раздали друзьям на концерте в родном УПИ в честь первого дня рождения группы.
Да и сам тон альбома получился довольно протестным — не стоит забывать, что «Кондуктор» и «Праздник советской семьи» первоначально имели значительно более «злые» тексты, а про песни «Наша правда» и «Крысы в белых перчатках», не вошедшие во вторую (официальную) версию альбома, и говорить нечего!
Поэтому выходило, что если бы «Агата» на тот момент решилась опубликовать альбом в таком виде, то это был бы опять самиздат-магнитоальбом, а сама группа становилась в ряд «протестных» или «полузапрещенных» наряду с «ДДТ», «Телевизором» и некоторыми другими. А группе уже хотелось популярности, причем не подпольной и не слащаво-официальной, а истинной, народной любви и признания…
Необходимо добавить пару слов насчет «протестного» периода в песнях группы (речь идет о песнях «Наша правда», «Родной завод», «Крысы…» и т.д.). Какое время — такие и песни. Это был начальный период перестройки и гласности — таких песен от нас ждали, они были востребованы. Но никогда ничего «протестного» специально не писалось. Например, «Родной завод» появился после поездки на фестиваль в один из городов области, дорога в который долго шла вдоль забора с колючей проволокой, за которым стояли жилые дома и заводские цеха. Вот так, в песне, и оформились впечатления от той поездки. А другие впечатления или фантазии оформлялись в песни совсем другого направления — в «Клоуна», «Сытую свинью» или «Холодную любовь», например.
Сегодня записи этих песен неизданного альбома «просочились» в интернет, несмотря на то, что на официальном сайте группы их нет — желающие могут их послушать или посмотреть, опять же в интернете, видеозапись выступления группы на III фестивале Свердловского рок-клуба или фестивале «СыРок», о котором речь пойдет в следующей главе.

Давненько уже мне нечего было писать в личностные комментарии — как-то всё по тексту было просто и понятно. Но тут позволю себе высказать личное мнение, как непосредственному участнику тех событий. Если честно, ребята, звучание официальной, т.е. второй версии альбома мне не нравилось и не нравится до сих пор — потому что нет в нём рокерского нерва и искренности. Первый вариант был более злым — да, признаю! — но и более цельным по сути и по звуку, пусть даже и электронному. Группа в своё время согласилась на публикацию «нулевого», как они сами его называли, альбома «Второй фронт» — и очень правильно сделала! И очень жаль, что не решилась опубликовать официально первую версию «Коварства и любви», предоставив интернету тиражировать полуподпольные копии.
Сразу оговорюсь, что я не являюсь ярым сторонником публикации «доагатовских» альбомов — сегодня в сети полным-полно различных песен, приписываемых ВИА РТФ УПИ, ВИА ССО «Импульс» и т.п. Комментировать их не имеет смысла — какие-то из них действительно сыграны нами, а какие-то ни малейшего отношения к «доагатовскому» периоду и вообще к музыкальной деятельности членов группы не имеют. Качество этих записей, как правило, отвратительное — песни разрозненны, надерганы из разных магнитоальбомов и выступлений. Но вот если когда-то группа решит перезаписать и переиздать эти ранние музыкальные опыты — вот тогда я решительно буду за их публикацию в новом прочтении!
Для чего я написал этот комментарий — для того, чтобы дать совет молодым музыкантам: публикуйте или показывайте публике не всё подряд, что у вас выходит «из-под пера». Продумывайте, куда направлен вектор развития вашего творчества, о чём вы вообще хотите сообщить миру, о каких личных откровениях? Насколько это будет интересно людям, какие струны их души вы затронете? И тогда уже можно будет поговорить если не о личной вашей популярности, то хотя бы о зрительском интересе. А это дорогого стоит, поверьте!


___________________________________

<<< Вернуться на страницу группы АГАТА КРИСТИ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АГАТА КРИСТИ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АГАТА КРИСТИ по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий