Рок-толкование песен группы АГАТА КРИСТИ — история альбома «Декаданс» (1990)

1991-Агата-Кристи-Декаданс-винил-1

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Щекотно
(Г. Самойлов)

2. Мотоциклетка
(Г. Самойлов)

3. Его там не было
(А. Козлов — Г. Самойлов)

4. Эпидемия
(А. Козлов)

5. Беглец
(В. Самойлов — Г. Самойлов)

6. Шпала
(«Агата Кристи» — Г. Самойлов)
 

7. Декаданс
(В. Самойлов — Г. Самойлов)

8. Эксперимент
(А. Козлов — Г. Самойлов)

9. Кошка
(В. Самойлов — Г. Самойлов)


10. Красный петух
(В. Самойлов — Г. Самойлов)

11. Пулемет Максим
(Г. Самойлов)

1991-Агата-Кристи-Декаданс-винил-2


Вадим Самойлов — вокал, гитары, клавишные
Глеб Самойлов — вокал, гитары, клавишные
Александр Козлов — клавишные

программирование — В. Самойлов
звукорежиссёры — В. Самойлов, А. Кузнецов

Альбом записан на «Студии 8» (Свердловск) в декабре 1990 года. Издан на виниловой пластинке в 1991 году фирмой «Sintez corporation» совместно с «RiTonis». В 1994 году альбом переиздан на CD фирмой «J.S.P.»

1991-Агата-Кристи-Декаданс-1

1991-Агата-Кристи-Декаданс-2

Переиздание 2008 г.:

1991-Агата-Кристи-Декаданс-63

1991-Агата-Кристи-Декаданс-10

1991-Агата-Кристи-Декаданс-7

1991-Агата-Кристи-Декаданс-8

* * *

Интервью с Г. Самойловым, Рок-хроника (Приложение к газете «На Смену!»), 1991 г.:

Недавно закончили альбом «Декаданс». Если перед записью альбома «Коварство и любовь» мы за два года написали всего четыре новых песни, то перед «Декадансом» — 24, двенадцать (? — С.К.) из которых вошло в альбом. Теперь опять два года можно ничего не делать…

.

***
Г. Самойлов:

90-й год стал переломным для нас в музыкальном отношении. После «Второго фронта» и «Коварства и любви», чтобы не зациклиться, нам пришлось коренным образом ломать себя, в результате получился альбом «Декаданс». От бурной фееричности мы перешли к некой задумчивой и небурлящей музыке.

.

***
Г. Самойлов:

Мы устали от имиджа, который сам себе навязали. Эта помпезность просто надоела в один прекрасный момент. Невозможно постоянно ходить во фраках и пр. И несмотря на то, что «Декаданс» во многом — продолжение игры, через холодную отстраненность все время пробивалась доля настоящей искренности. Альбом, может быть, шокировал людей, про которых сказано «извергну из уст моих, ибо ни холоден ты, ни горяч».

agata_kristi_dekadans_10

***
Александр Козлов:

Мы стали записывать совсем другой альбом — «Декаданс» — это в 90-м году уже, и он получился совсем другим. Если ставить их подряд, складывается ощущение, что это две разные группы. Ощущение того, что многим людям, которых мы уважаем, наша музыка не нравится, — а это были Троицкий, Шевчук… «Чайф», бывший тогда тогда достаточно большим авторитетом, намекал на то, что «вы, ребята, играете слишком уж не рок-н-ролльную музыку». Много прессы было на эту тему с соотношением положительных откликов к отрицательным — 30% на 70%.
Была внутрення неудовлетворенность от музыки, предыдущего альбома, от стилистики, в принципе от песен. А потом, когда мы садимся за следующий альбом, всегда хочется чего-то другого. Никто не знает, что это будет конкретно, но целенаправленно мы выбираем другие банки звуков, подходим к аранжировкам иной раз  не так, как раньше, чтобы конечный продукт оказался отличным от предыдущего. Тогда нам казалось, что он получился не совсем таким, каким бы хотелось. Был он чересчур меланхоличным, интимным, уж очень осенним, личностным, мрачноватым. И, когда мы играли его на концертах, отклик публики был менее энергичный, не слишком к месту он что-то пришелся, но самим нам он нравился. Концерты играли по тому времени еще регулярно, с «Декадансом» мы еще поездили на старых связях, на основе еще существовавшего интереса к рок-музыке. Пока мы недорого стоили, недорого стоили авиационные билеты и поезда, экспериментировать с группами концертным организациям было возможно, и они не боялись попасть на деньги, еще возможно было ездить. Где-то до конца 90-го года мы ездили достаточно, и жаловаться не приходилось.

agata_kristi_dekadans_11

***
В. Самойлов:

«Декаданс» был одним из альбомов, который мы себе позволили. И это естественно дало свои результаты, как положительные, так и отрицательные. Плюс эпоха «Ласкового мая» тогда прокатилась… Ну тогда во всех рок-группах, наверно, дела не очень сладкие были.

.

***
Из интервью с В. Самойловым,  «Молодой Дальневосточник», 01.06.1991:

ВС: — … Потом начали работать над новым альбомом «Декаданс». Алику <Потапкину — ударнику группы — С.К.> не нравился материал. Он вообще по складу человек достаточно экспрессивный, ему больше нравится — скажем так — музыка, более профессиональная с точки зрения игры на инструменте, потому что действительно арсенал, как у барабанщика, у него просто великолепный. Ему было тесновато в рамках той барабанной игры, которая нам нужна. Он уходит, и мы пригласили Андрея Котова (известный свердловский барабанщик, работавший в КАБИНЕТЕ и УРФИНЕ ДЖЮСЕ. — А. Е.).

… — Вышел новый магнитофонный альбом АГАТЫ — «Декаданс». Даже при первом прослушивании чувствуется, что вы отошли от своего прежнего стиля…

ВС: — Не то чтобы отошли. Ведь что такое стиль? Стиль — это не только (даже в основном) — это не звук, не использование там скрипок, дудок или рояля, стиль — это манера мировосприятия, манера подачи материала. То есть те вещи, о которых я два-три года назад говорил,— гротеск, сюр — остались. Может быть, появилось больше свободы, шероховатости, того, что на предыдущих альбомах было потеряно. Мы это обрели, и слава Богу.

— Он выйдет на виниле?

ВС: — Должен. Наверное, это опять будет фирма «Синтез корпорейшн». Собственно, «Коварство и любовь» попала к ним всего два месяца назад. До этого она «гуляла» по «Мелодии», пока не попала на «Синтез». Там что хорошо — генеральный продюсер у них — Александр Кутиков. С ним можно найти нормальный человеческий язык.

agata_kristi_dekadans_09

***
Из интервью с Г. Самойловым,  «Красный Сормович», 19.11.1991:

— Сейчас больше возможностей проявить творческую индивидуальность. Значит ли это, что, перешагнув определенную ступень в своем развитии, АГАТА КРИСТИ как-то трансформируется или распадается для того, чтобы музыканты могли заняться собственными проектами?

— Мы уже сегодня занимаемя сольными проектами.

— То есть группа уже перешагнула роковую ступеньку?

— Да. Еще в 1988 году мы выработали такую концепцию: вся творческая карьера группы — это спектакль. Апогеем действия его стала, на мой взгляд, выпущенная в 1990 году на фирме «Синтез рекордс» пластинка «Коварство и любовь» (несколько измененный вариант магнитоальбома под тем же названием, записанный в 1989 году). Эпилогом же всего действия стал, равноценный по материалу предыдущей работе, диск «Декаданс». Скоро он должен выйти в виниле на той же фирме. Всем этим мы высказали то, что считали возможным на данном этапе. Если найдем в себе новые силы, попадем в свежую струю, начнем работать дальше.

.

***
Вадим Самойлов:

…после периода побед был этакий момент осады. После записи альбома «Декаданс» стало ясно, что наша музыка заключена в глубине нас самих — это не шоу для зрителя, музыка не для того, чтобы нравиться. И пора массового интереса к рок-н-роллу заканчивалась.
Была возможность залезть в хвост телевизионной тусовки, но нам не очень этого хотелось. Нам не хотелось также участвовать в движениях, у которых есть общий знаменатель — типа «Рок чистой воды». Папиковское отношение московских организаторов нам было противно — в общем, мы пролетели и в тусовку не влились. Мы очень трепетно относились к тому, что мы делаем, и, что касается вышеописанных проблем, понимали, что музыка здесь совершенно не при чем. Мы имеем право играть то, что мы хотим, и это всегда было самым главным.
Тогда мы сетовали на то, что стало мало концертов, но появилась отдушина — поездки на Запад. Мы активно гастролировали по клубам Дании, Франции, Германии, и таким образом переждали тот период.

00_91_dekadance2       00_dek

***
Из книги Дмитрия Карасюка «АГАТА КРИСТИ. Чёрные сказки белой зимы» (2018):
https://ast.ru/book/agata-kristi-chernye-skazki-beloy-zimy-836318/

Осенью началась работа над материалом будущего альбома «Декаданс». Но в октябре откололся Алик: «Для меня «Агата» закончилась каким-то болезненным надломом. Я не то чтобы почувствовал, что мы стали терять близость отношений или тепло… Я не видел себя внутри новой музыки группы. Я думал, что «Агата» будет и дальше развиваться в направлении рок-оперетты, но началась совсем другая музыка, и я оказался вне темы группы. Мы стали репетировать «Декаданс», и я почувствовал, что этим песням я не могу дать ничего своего, что мне пора отойти в сторону, а парням лучше развиваться без меня. Уходил я чуть ли не со слезами на глазах. Мы вернулись из Ирбита, ехали с Вадиком на такси домой, вышли из машины, обнялись, он сказал, что уважает меня как человека и музыканта… Я быстрее сел в машину – продолжать разговор мне было трудно». Следует подчеркнуть, что, вопреки расхожему мнению, Потапкин не предпочёл «Агате Кристи» «Наутилус Помпилиус». Он ушёл в никуда, четыре месяца просидев дома и борясь с депрессией. Только весной 1991 года Алику позвонил Вячеслав Бутусов.

9 ноября на гастролях в Челябинске за барабанами уже сидел Андрей Котов. На свердловской рок-сцене он возник ещё в 1981 году, выступив на первом в городе фестивале в составе техникумовской группы «Битс». Там его заметил ударник «Трека» Евгений Димов, который стал опекать молодого коллегу. Женя страдал от болей в спине и готовил себе замену. Под его руководством Андрей, получивший от старших товарищей прозвище «Пионер», после долгих тренировок и репетиций стал одним из лучших барабанщиков Свердловска. В 1983 году он уже записывался в составе «Трека», но весной ушёл в армию. Через два года «Трека» уже не существовало, но его бывшие участники позвали Андрея в свою новую команду «Кабинет», в составе которой Пионер стучал до начала 1989 года. Тогда Александр Пантыкин решил реанимировать «Урфин Джюс» и пригласил Котова присоединиться к нему. Параллельно с непрерывной работой в разных рок-проектах Котов окончил музыкальное училище по классу ударных инструментов, став профессиональным музыкантом. Сочетание теоретической базы с огромным опытом сделало его одним из лучших барабанщиков России.

Летом 1991-го «Урфин Джюс» окончательно почил в бозе. Осенью Котов помогал делать программы «Апрельскому маршу» и «Группе Макса Ильина»: «»Агатовцы» нашли меня в репетиционной комнате рок-клуба, отозвали на лестницу и сказали, что у них собирается уходить Алик, не хочу ли я с ними поиграть. Я вспомнил, что, когда «Кабинет» и «Агата» вместе выступали на «Сырке» в «Измайлово», в общей гримёрке была смешливая дружеская атмосфера. Мы легко договорились». Появление в «Агате Кристи» Андрея восстановило человеческий баланс в группе. «С приходом Пионера мы стали снова похожи на прежнюю «Агату Кристи» «майского» периода. Котов был нейтральный и дипломатичный. Он любил разговаривать, философствовать, рассуждать. Он находил общий язык со всеми, и атмосфера снова стала позитивной», – вспоминает Чистова. Андрей Котов стал барабанщиком «Агаты Кристи» на ближайшие 18 лет.

…В конце 1991 года альбом «Декаданс» вышел на пластинке. Второй диск группы пользовался гораздо меньшим спросом, чем «Коварство и любовь».

…Некоторые слушатели обратили внимание на усиление роли Глеба в творчестве «АК»: из 11 песен альбома тексты 10 принадлежали ему, а три трека (в том числе главные хиты «Мотоциклетка» и «Пулемёт Максим») Самойлов-младший сочинил полностью. За бортом «Декаданса» остались ещё полтора десятка песен, сочинённых Глебом: «Если перед записью альбома «Коварство и любовь» мы за два года написали всего четыре новых песни, то перед «Декадансом» – 24. Я думаю, что «Декаданс» – это подведение итогов всей идеи группы. Альбом сделан в прежнем характере, может, просто откровеннее чуть-чуть. Люди, к которым он обращён, – это люди уже без всяких признаков каких-либо сильных эмоций. Подразумевается, что тот, кто для них поёт, также их лишён сам».

Казалось, что Вадик большую часть времени стал уделять не сочинительству, а технической стороне записи. Однако он оставлял за собой важную роль в определении идеологии группы: «В альбоме «Декаданс» мы говорили об увлечении искусством ради искусства. Мы пытались создать что-то самодостаточное, варящееся в собственном соку, такое ни о чём особо не повествующее искусство».


___________________________________

<<< Вернуться на страницу группы АГАТА КРИСТИ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АГАТА КРИСТИ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АГАТА КРИСТИ по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий